“Роснефтегаз” и “Роснефть” могут заинтересоваться пакетом акций Сулеймана Керимова в “Уралкалии”. Об интересе “Роснефтегаза” рассказали два госбанкира и близкий к “Уралкалию” источник, о заинтересованности “Роснефти” – знакомый одного из совладельцев “Уралкалия”. Другие источники считают, что это слухи. Представитель Росимущества сказал, что в его ведомство информации о такой сделке не поступало. Представитель Сечина от комментариев отказался.
Сечин давно неравнодушен к “Уралкалию”. Еще в бытность вице-премьером он инициировал повторное расследование причин аварии на одном из рудников компании в 2008 г. Вывод комиссии – компания виновна в затоплении выработок и должна возместить государству все потерянные запасы. Стоимость оставшихся под землей запасов могла составить 83-125 млрд. руб., подсчитала комиссия. Впрочем, власти даже не пытались взыскать с компании эту сумму. Но ситуация в целом привела к тому, что владевший компанией на тот момент Дмитрий Рыболовлев продал свои 63,5% акций Керимову и его партнерам.
А после недавнего ареста гендиректора “Уралкалия” Владислава Баумгертнера, когда “Транснефть” объявила о сокращении поставок нефти в Беларусь из-за ремонта трубопровода, Сечин неоднократно говорил о том, что “Роснефть” выполнит все обязательства по поставкам сырья в страну. Он также сообщал, что компания ведет переговоры о развитии бизнеса в Белоруссии “по всем направлениям”.
“Роснефтегаз” – единственный претендент, у которого не будет проблем с деньгами. Компания владеет 10% акций “Газпрома” и 75% “Роснефти”. Сейчас на ее счетах должно быть 230 млрд. руб. При этом госхолдинг вполне может выступить в роли миротворца в конфликте с Беларусью, отмечает сэйлз ИФК “Метрополь” Сергей Фильченков.
Фонд Керимова Suleyman Kerimov Foundation готов продать акции “Уралкалия”, исходя из оценки в $20 млрд. за всю компанию (в пятницу на LSE стоила $16,05 млрд.), рассказывает знакомый Керимова. По его словам, есть две группы предпринимателей, которые собирают деньги. Коган входит в одну из них, добавляет собеседник. Имен других он не называет.
Коган – основной претендент на пакет, говорят источник, близкий к “Уралкалию”, и госбанкир. Но денег на сделку у него нет, объясняет госбанкир. Forbes в 2013 г. оценил состояние Когана в $950 млн. Бывший банкир, по данным Bloomberg, претендует на покупку пакетов и Керимова, и Филарета Гальчева, и Анатолия Скурова, планирует привлечь $9 млрд. Без помощи госбанков найти такую сумму невозможно, говорят источник, близкий к “Уралкалию”, и три госбанкира. Но госбанки не предоставят такую сумму, пока сделка не будет одобрена президентом, подчеркивают они. Коган пытается получить разрешение на покупку “Уралкалия” у Путина, подтверждают госбанкир, федеральный чиновник и источник, близкий к “Уралкалию”.
К Когану может присоединиться еще один давний знакомый Путина – Аркадий Ротенберг, говорит один из собеседников. Ротенберг – в игре, подтверждает госбанкир, не уточняя, сам он претендует на покупку или в партнерстве с кем-то. Представитель Ротенберга переговоры и намерение участвовать в покупке “Уралкалия” отрицает.
Знакомый одного из претендентов на “Уралкалий” рассказывает другую версию. По его словам, продается не только пакет Керимова, но и доли владельца “Евроцемент груп” Гальчева (7%), совладельца “Сибуглемета” Скурова (4,8%), а также 12,5% акций Wadge Holdings (контролируется всеми тремя партнерами). Последняя выпустила облигации в пользу китайского суверенного фонда Chengdong Investment Corporation, которые в 2014 г. могут быть конвертированы в акции “Уралкалия”. Эта доля (46,05%) продается исходя из оценки в $19 млрд. за всю компанию, рассказывает собеседник. Причем не менее $4,5 млрд. партнеры хотят получить деньгами, а остальное готовы взять активами. Исходя из такой оценки все 46,05% акций могут стоить $8,7 млрд. Такой вариант обсуждается, подтверждает близкий к “Уралкалию” источник. Этот вариант Керимов отверг, уверяет знакомый бизнесмена. (Укррудпром/Химия Украины, СНГ, мира)