Дефицит топлива в РФ этой осенью невозможен, заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин на пресс-конференции. “Дефицит топлива осенью невозможен, потому что создан запас – около 1,5 млн. т”, – сказал А. Голомолзин. Он добавил, что по состоянию на 16 сентября 2013 г. рост цен на бензин марки А-95 и А-92 чуть выше темпов инфляции. “По году рост цен (на бензин) чуть более 6%, на дизтопливо – около 3%”, – отметил замглавы ФАС. По его словам, запасы топлива “расходуются в равномерном режиме, в соответствии с сезонным спросом”. “Начиная с октября-ноября произойдут изменения в структуре запасов, основное внимание будет уделяться дизельному топливу, в это время будут создаваться запасы по зимнему дизельному топливу. Необходимость сейчас по поддержанию значительных запасов бензина отпадает, пик спроса завершается в конце сентября – начале октября, в этом смысле рынок остается сбалансированным”, – сообщил Голомолзин.
Он пояснил также рост розничных цен на топливо периодическим повышением акцизов и напомнил, что с 2009 по 2013 гг. акцизы на бензин выросли менее чем в 2,5 раза, на дизтопливо – в 4 раза. “Некоторое повышение также ожидается в последующие периоды, в том числе до 2015 г. Поэтому этот фактор оказывает существенное влияние на динамику цен”, – сказал замглавы ФАС. Кроме того, существенное влияние на уровень цен оказывает ситуация на внешних рынках. “Наиболее существенный рост цен начался с середины июля. В это время на мировых рынках имел место рост цен, где-то с начала по середину июля рост составил около 15%, это также повлияло на ситуацию на внутреннем рынке”, – сказал А. Голомолзин.
Также существенное значение для ситуации на внутреннем рынке имеет сбалансированность по производству и поставкам топлива, считает чиновник. “Если по производству мы имели некоторый прирост, в июне-августе прирост в по сравнению с 2012 г. составил примерно 56 тыс. т, то, к сожалению, нагрузка на внутренний рынок уменьшилась, снижение составило 120 тыс. т. То есть была некоторая разбалансировка рынка, при этом имели место экспортные поставки и их увеличение”, – отметил замглавы ФАС.
В июле в России оптовые цены на нефтепродукты выросли на 20-30%. Рост был спровоцирован ажиотажным спросом на топливных биржах, где продается 10-15% производимого в стране бензина. Среди причин роста цен названы повышение акцизов с 1 июля на бензин Евро-4 и Евро-5, превышение сезонного спроса над предложением, рост экспорта бензина из России, рост мировых цен на нефть, а также спекуляции на рынке накануне плановой остановки НПЗ на ремонты. Участники рынка также считают, что рост цен произошел в том числе потому, что белорусские компании не полностью выполняют обязательства по давальческим поставкам топлива в Россию.
В начале августа Минэнерго России рекомендовало нефтяным компаниям сократить экспорт бензинов и обеспечить резерв моторных топлив, достаточный для удовлетворения планового спроса (1,7 млн. т автобензинов к началу сентября и 0,7 млн. т дизельного топлива к началу ноября 2013 г.). Дочерним структурам российских нефтяных компаний, перерабатывающих нефть на белорусских НПЗ, рекомендовано поставлять свободные экспортные ресурсы автобензина А-92 в Россию. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)