Емкость украинского розничного рынка торговли нефтепродуктами измеряется 5 млрд. грн./год. Поэтому неудивительно, что при первой же возможности местный истеблишмент пытается получить доступ к освоению этой суммы. Последний раз такая попытка была предпринята в 2012 г., когда вступил в силу закон №4970 VI, предусматривающий правило торговли нефтепродуктами с содержанием биоэтанола. На первых порах на новое правило никто не обращал особого внимания, поскольку нововведение лишь рекомендовало использование спиртов в бензинах. Но сейчас на рынке нет практически ни одного участника, которого бы закон №4970 VI не повергал в ужас. Причиной волнения трейдеров является тот факт, что с 1 января 2014 г. данный закон разрешает продавать бензин исключительно при условии содержания в нем не менее 5% биоэтанола.
На первый взгляд, волнение нефтяников неоправданно, ведь все, чего хочет государство, – замены вредных присадок к топливам (например, метилтретбутилового эфира, давно запрещенного в США) этиловым эфиром и биоэтанолом. Последние имеют растительное происхождение, а потому их использование значительно ослабляет давление на экологию. К тому же использовать биодобавки в нефтепродуктах Украине выгодно, ведь с их помощью можно сократить потребности в нефти, которая закупается за рубежом. Несмотря на эти очевидные плюсы, продавцы традиционного горючего настаивают на отмене биологической обязаловки. Так, народный депутат Игорь Еремеев, владеющий сетью АЗС WOG, предложил отменить закон №4970 VI. Его поддержал “регионал” Олег Зарубинский, зарегистрировавший в парламенте законопроект №3230, предполагающий освободить от обязательного добавления биоэтанола импортные бензины.
Противники биоприсадок объясняют свою позицию неготовностью рынка к поголовному переходу на торговлю таким видом нефтепродуктов, ссылаясь на украинских автомобилистов. Поспорить с этим утверждением сложно: приличная доля украинцев использует устаревший транспорт, не способный “переваривать” биогорючее.
При этом трейдеры обращают внимание на то, что Украина не в состоянии обеспечить их нужды в биоэтаноле: в год в розницу продается около 5 млн. т, под которые нужно извлечь 250 тыс. т этого компонента, тогда как по факту его производится в 4 раза меньше – около 60 тыс. т. Эта статистика дала повод нефтяникам спрогнозировать срыв выполнения поставленной задачи. Чтобы разобраться в этом вопросе при Минэнерго была создана рабочая группа, которая 16 сентября провела первое заседание. На нем выяснилось, что не все так драматично. По данным Минагрополитики, подконтрольное ему ГП “Укрспирт” наращивает объемы производства биоэтанола (за 7 месяцев 2013 г. было выпущено 50,9 тыс. т) и планирует сохранить эту динамику. О реалистичности этих планов свидетельствует утвержденная полгода назад Кабмином “Программа активизации развития экономики на 2013-2014 годы”. В соответствии с ней за ближайшие 1,5 года под производство биоэтанола планируется перепрофилировать 29 спиртовых заводов, благодаря чему объемы выхода этой продукции вырастут до 360 тыс. т/год.
Такого объема хватит для потребностей топливного рынка страны в биоэтаноле. Но эти планы правительства трейдеры не воспринимают всерьез. Их главный аргумент прост: по самым скромным оценкам, на переоборудование упомянутых 29 заводов необходимы 350 млн. грн., которых в госбюджете нет и в долг никто не даст. Учитывая, что суверенные рейтинги уверенно стремятся вниз, нефтяники не преувеличивают. Но самое интересное не в предмете спора между правительством и трейдерами, а в последствиях бионововведения.
Речь идет о том, что переход на использование бензинов с обязательным содержанием биокомпонентов закладывает фундамент под перекраивание всего нефтерынка Украины. Ведь деятельность импортеров может оказаться заблокированной из-за специфики работы с биотопливом: его срок хранения не превышает 30 дней, а в украинских реалиях этого периода зачастую едва хватает на логистику и растаможку. Владельцы отечественных НПЗ тоже не в восторге от перехода на поголовную продажу бензинов с биоэтанолом. Главным образом потому, что в таком случае им придется столкнуться с импортом биоэтанола, облагаемого акцизом на уровне 46 грн./л. При такой налоговой нагрузке полученный на выходе продукт будет неконкурентоспособным, а если к этому добавить затраты на лабораторные замеры смешиваемых компонентов, то даже еще работающим заводам дешевле остановиться.
Патовая ситуация означает, что после вступления в силу правила обязательной продажи горючего с примесью биоэтанола рынок разделится на две категории участников: успевших законтрактовать свободный объем спиртсодержащего вещества у “Укрспирта” и аутсайдеров. Ко второй категории будет относиться явное большинство, поэтому они будут вынуждены прибегнуть к услугам посредников, способных легализовать обычный бензин в Украине. Такие услуги в стране способен предложить лишь приближенный к государственным администраторам бизнес. В лучшем случае трейдерам придется разделить с ними часть своей выручки. Хотя размах, с которым действуют лоббисты биобензина, свидетельствует о наличии стратегической цели: поглощение основных игроков рынка. (Комментарии/Химия Украины, СНГ, мира)