На рынке нефтепродуктов Кыргызстана назревает нешуточный конфликт между продавцами и потребителями. В начале сентября розничные цены на ГСМ выросли на 1,4-2,6 сома. В Ассоциации нефтетрейдеров это объясняют повышением отпускных цен на заводах в России, но только ли в этом дело? В ценах на ГСМ существует разница между различными областями республики, особенно между северными и южными регионами. Это пытаются объяснить более высокими транспортными издержками при доставке ГСМ на юг республики как по железной дороге через Узбекистан, так и автомобильным транспортом с нефтебаз на севере страны. На сегодня разница в ценах между северными и южными областями составляет от 2,6 до 3,2 сома. При этом наименьшая разница наблюдается в Ошской и Джалал-Абадской областях, наибольшая – в самой отдаленной Баткенской области. Но и эта причина нуждается в осмыслении и анализе. На самом деле, все дело в жадности дельцов бензинового бизнеса. Они давно привыкли получать сверхприбыли, жить широко и с размахом, а любые издержки, даже если они грозят незначительной потерей прибыли, относить на счет потребителей. В структурах власти есть много антимонопольных и контрольных органов, но они обеспокоены, как и подавляющее большинство государственных чиновников, состоянием собственного кошелька. И если в соседнем Таджикистане бензин еще дороже, то, во-первых, дороговизна таджикского бензина – проблема таджиков, во-вторых, именно из-за этой ценовой вилки львиная доля местного бензина уходит контрабандными тропами к соседям.
Преференции в ценах на ГСМ, предоставленные Россией Кыргызстану, являются платой за всякого рода политические интересы РФ в стране. Переуступать их кому бы то ни было – значит торговать суверенитетом, предавать интересы собственного народа. Но и это только начало грядущих “радостей”, ведь цены на ГСМ в Кыргызстане повысятся еще на 3-4 сома. Об этом на пресс-конференции в Бишкеке сообщил начальник отдела анализа рынка и ценообразования ОсОО “Газпром нефть Азия” Мелис Тургунбаев. Он добавил, что топливо с новыми ценами уже поступило, значит, это решение обратного хода не имеет. “Рост цен на ГСМ будет увеличиваться постепенно, основываясь на нынешних запасах”, – сказал он. Пытаясь хоть как-то подсластить горьковатую пилюлю для кыргызстанских автомобилистов и хозяйственников, он добавил, что цена на российский бензин “будет урегулирована, прогнозируется, что к концу года цены на ГСМ упадут”. Эта оптимистическая концовка вызывает большие сомнения, и дело не в скептицизме по отношению к власти, которым в последние годы заразились практически все граждане страны, а в том, что все знают, что чиновники скорее отгрызут себе руку, чем подпишут бумагу, ограничивающую их прибыль.
И последнее, революция 2010 г., что бы не говорили политики о “природной тяге кыргызского народа к совершенствованию демократии”, произошла в первую очередь из-за повышения тарифов за электроэнергию. Очень похоже, что нынешний бензиновый кризис готов стать прологом новых “демократических преобразований”. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)