Химия Украины и мира

Россия: фармацевтический рынок по итогам 2012 года

В 2012 г. активно проходила ревизия государственных программ, влияющих на фармацевтический рынок. Был утвержден ряд законодательных актов, которые окажут влияние на развитие рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективах (например, “Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года” в качестве основной цели ставит повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения). Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2012 г. Россия заняла 7 место. Объем фармрынка России в 2012 г. составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше показателя 2011 г. По темпам роста Россия показывает третье значение.

Российский фармацевтический рынок импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: Sanofiaventis, Novartis. На третьей строчке стоит «Фармстандарт» – единственный российский производитель в ТОП-20 ведущий игроков на фармрынке России.

Развитие дистрибуторского сектора рынка в последние годы происходит по четко заданному вектору – диверсификация бизнеса: все национальные дистрибуторы имеют в рамках управляющей структуры подчиненную аптечную сеть; второе направление, которое активно развивается, – собственное производство. В 2012 г. произошел передел рынка. «Протек» занял лидирующую строчку с долей 16,5%. “Сенсация” года – 2 место дистрибутора «Катрен». ТОП-3 замыкает дистрибутор «СИА» (лидер прошлых лет). Их совокупная доля в объеме рынка составляет 44%.

Для аптечных сетей 2012 г. прошел под знаком развития новых форматов в рамках сети: дискаунтеры под другим брэндом появились у многих игроков рынка. С другой стороны, аптечные сети предлагают аптеки премиального сегмента, магазины и студии косметики и т. д. Также в аптечном сегменте можно говорить о переделе рынка – лидирующую позицию заняла сеть “Ригла”, на второе место вышла сеть А5, лидер прошлых лет аптечная сеть 36,6 заняла третью позицию. Их совокупная доля достигает 7,3%. Коммерческий сегмент рынка России в 2012 г. демонстрирует высокие показатели роста (+15%). Объем реализации в коммерческом сегменте составил около 537 млрд. руб. ($17,3 млрд.). Было реализовано 4,46 млрд. упаковок, что практически совпадает с показателем 2011 г. Сегмент “аптечной парафармацевтики” в 2012 г. полностью не вернулся на докризисный уровень по показателю роста. Емкость данного сегмента составила 149 млрд. руб., что на 14% выше, чем объем в 2011 г. Несмотря на это, аптеки активно развивают это направление в своих продажах – так, товары под собственной торговой маркой выпускаются в первую очередь по нелекарственным позициям. Госсектор в 2012 г. показывает рост на уровне 4%. Это один из самых стабильных сегментов на фармацевтическом рынке, так как его развитие обусловлено бюджетными деньгами. По итогам 2012 г. на закупку лекарств для льготных категорий граждан было потрачено 78,4 млрд. руб. Прирост по отношению к 2011 г. был отрицательным и составил около -7,4%. Емкость сегмента госпитальных закупок составила 157 млрд. руб., это на 11,7% выше показателя 2011 г. В натуральном выражении объем закупленных лекарств составляет около 1,1 млрд. упаковок (+8,3% к 2011 г.). Объем импорта ГЛС в Россию в 2012 г. вырос относительно 2011 г. на 9% и составил $14,4 млрд.

По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2013 г. на 12% в рублях и превысит 1035 млрд. руб. (INFOLine/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version