Глава “Башнефти” Александр Корсик предсказывает неизбежную кончину многих НПЗ в стране в ближайшие годы по сценарию, схожему с Европой, где около двух десятков заводов в последние годы не вынесли конкуренции с новыми переработчиками в Азии и на Ближнем Востоке. «Скоро на российском рынке будет избыток бензина, производить темные продукты будет крайне невыгодно, те компании, которые не смогут довести заводы до нормального состояния, начнут терять долю рынка, будут терпеть убытки и, вероятно, будут вынуждены закрываться, – сказал президент “Башнефти” Александр Корсик. – На рынке останутся наиболее эффективные игроки».
Россия, перерабатывая в год свыше 260 млн. т нефти, производит около 73 млн. т мазута, экспорт которого станет убыточным после запланированного властями на 2015 г. увеличения пошлины на темные нефтепродукты до 100% с 66% от ставки на нефть. Россия довольно долго жила с низкой пошлиной на экспорт нефтепродуктов, особенно темных, в результате во многих регионах как грибы стали вырастать работающие по упрощенной схеме и ориентированные на экспорт мини-НПЗ, называемые “самоварами”. «Переработка в России избыточная и должна сократиться. В России должно производиться определенное количество бензина для внутреннего потребления, авиатопливо, масла, битум. Дизель пойдет на экспорт. Все остальное – не нужно. Все остальное возникло из-за налоговой системы, когда выгодно производить плохие нефтепродукты», – считает Корсик.
В последние годы правительство последовательно повышало пошлину на темные нефтепродукты, доведя ее с октября 2011 г. до 66% в рамках новой системы налогообложения нефтяной отрасли “60-66”. Власти говорят о повышении ставок для темных нефтепродуктов как о мере, стимулирующей модернизацию российских НПЗ и увеличение глубины переработки, однако применявшаяся в прошлом высокая пошлина на мазут, делавшая невыгодным его экспорт, приводила лишь к снижению загрузки заводов страны сырьем и падению общего производства нефтепродуктов. Наиболее уязвимыми, по словам Корсика, скорее всего, окажутся независимые заводы, которые не имеют долгосрочного и гарантированного доступа к нефти, в том числе малые и средние заводы, построенные в России в последние 10 лет.
По словам Корсика, по окончании модернизации заводы прекратят выпускать темные нефтепродукты, такие как мазут и ваккуумный газойль, продолжат экспортировать значительные объемы дизтоплива и немного увеличат производство бензина, в основном для обеспечения регионов России. «Мы осознаем опасность, что в Европу будет идти дизель с Ближнего Востока и Индии. Но, опять-таки, единственный способ участвовать в этой конкуренции – иметь низкие затраты», – говорит Корсик.
“Башнефть”, которая уже имеет один из самых высоких показателей по глубине переработки в России на уровне 85%, планирует увеличить его до 94,4% до 2018 г. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)