Северодонецкий “Азот” продал своим компаниям продукцию по заниженным ценам, не уплатив налог на прибыль в 323 млн. грн. Суды узаконили неуплату налога.
Эта история всплыла благодаря судебным разбирательствам. Юристы украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа использовали незамысловатые бюрократические уловки, чтобы не платить государству налог размером в сотни миллионов гривен. Факты изложены в решении Луганского окружного административного суда от февраля 2013 г.
В 2010-2011 гг. Специализированной налоговой инспекцией по работе с крупными плательщиками налогов в Луганске проводилась проверка ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”, которое принадлежит Group DF Дмитрия Фирташа. Информация об этом размещена на официальном сайте группы. В ходе проверки налоговики выяснили, что “Азот” в 2011 г. поставлял продукцию (преимущественно карбамид и жидкий аммиак) двум иностранным фирмам. Одна из них – IBE Trade Corp, прописана в Нью-Йорке, вторая – швейцарская NF Trading AG. Сравнивая цены, по которым “Азот” продавал продукцию за рубеж, с ценами, предоставленными госпредприятием “Держзовнишинформ”, ревизоры отметили разницу в 20%. Зачем частному предприятию продавать продукцию по заниженным ценам?
Американская фирма IBE Trade Corp принадлежит нью-йоркскому мультимиллионеру Александру Ровту родом из Мукачево. В советское время он отучился во львовском университете, переехал в Венгрию, а потом – в штаты. Американский Forbes оценивает его состояние в $1,2 млрд. Основной бизнес Ровта – недвижимость и производство минеральных удобрений. Согласно информации Госагентства по развитию фондового рынка, до середины 2011 г. 40% акций северодонецкого “Азота” держала американская компания Worldwide Chemical LLC. Налоговики выяснили, что эта компания принадлежит IBE Trade Corp Александра Ровта.
Швейцарская NF Trading AG – еще интереснее. Согласно выписке из швейцарского реестра предприятий, ее директор – россиянин Дмитрий Глебко. Он известен как директор нашумевшего в Украине швейцарского газового трейдера RosUkrEnergo. Половина этой компании принадлежит российскому “Газпрому”, вторая половина – Дмитрию Фирташу через компанию “Центрагаз Холдинг АГ”. Как выяснили налоговики, на Глебко оформлена доверенность кипрской компании Ostchem Ventures limited, которая также входит в Group DF Дмитрия Фирташа. С 2011 г. ей принадлежали 60% акций северодонецкого “Азота”, а с 2012 г. – 100%-ный пакет. Получилось, что собственники северодонецкого “Азота” поставляли продукцию за границу для собственных компаний. Из-за заниженных цен “Азот” получил меньше доходов, следовательно, должен был заплатить меньший налог на прибыль.
По результатам проверки налоговики приняли решение начислить предприятию налог на прибыль в 323,2 млн. грн. Что делает Дмитрий Фирташ? “Азот” подает иск в суд, требуя аннулировать решение налоговой на основании того, что покупатели продукции украинского предприятия не связаны с его собственником. Судья Луганского окружного административного суда Татьяна Смишлова решила, что суд не располагает достаточными доказательствами для того, чтобы связать Фирташа с северодонецким “Азотом”. “В связи с не предоставлением суду доказательств связи ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот” с компанией NF Trading AG и фирмой IBE Trade Corp суд считает, что выводы органа ГНС о связанности упомянутых юридических лиц базируются на допущениях”, – сказано в решении суда.
Несколько апелляций налоговиков были отклонены в судах высших инстанций. В результате предприятие Дмитрия Фирташа так и не заплатило бюджету налог на прибыль в 323 млн. грн. Эти средства пойдут на развитие бизнеса олигарха, который от имени Федерации работодателей призывает чиновников формировать в Украине бюджет развития, а не бюджет проедания. Кто же его проедает? (Инсайдер/Химия Украины, СНГ, мира)