Opel Astra OPC в настоящее время является первым автомобилем, в котором используется каркас автомобильного сиденья из термопластичного композитного материала, армированного непрерывными стекловолокнами. Это материал TEPEX dynalite 102-RG600(2)/47%-1,0 мм от дочернего предприятия концерна LANXESS компании Bond-Laminates GmbH. Новый каркас автомобильного сиденья отличается чрезвычайной жесткостью и прочностью конструкции. Такое сочетание позволяет ему принимать значительную силу удара при аварии, обеспечивая высокий уровень безопасности. “Его рабочие характеристики значительно лучше характеристик аналогов из стали и пластиков, армированных длинными стекловолокнами. Более того, он почти на 800 граммов легче”, – сказал д-р Кристиан Оберман, генеральный директор компании Bond-Laminates. Этот каркас выпускается компанией Reinert Kunststofftechnik GmbH & Co. KG, расположенной в немецком г. Биссинген-ан-дер-Тек. Компания тесно сотрудничает с Opel, Bond-Laminates, SeaTcon AG и SedisTec UG (обе находятся в Вендлингене, Германия) и Maier Formenbau GmbH (также расположенной в Биссинген-ан-дер-Тек) в процессе подготовки данной детали к серийному производству.
Высокоэффективный композитный материал TEPEX dynalite 102-RG600(2)/47%-1,0 мм имеет термопластичную матрицу на основе полиамида-6 и на 47% по объему армирован в 2 слоя непрерывными стекловолокнами. В процессе производства каркаса сиденья заготовка из композитного листа нагревается и помещается в литьевую пресс-форму. Здесь нагретая заготовка принимает требуемую форму и заливается полиамидом-6, армированным короткими стекловолокнами, необходимым для интегрирования ребер жесткости компонентов, таких как держатели для крепежных элементов. Этот одностадийный процесс способствует повышению рентабельности производства каркасов сидений. Разработка тонкостенного каркаса сидений стала возможна благодаря отличным механическим свойствам композита. Она помогает соответствовать очень “тесным” требованиям, связанным с пространством для установки сиденья. Чрезвычайно полезной оказывается и отличная драпируемость TEPEX, так как геометрическая форма каркаса способствует высоким скоростям термоформования.
Компания Bond-Laminates оказала Reinert и SeaTcon существенную помощь в разработке каркаса автомобильного сиденья. Например, ее специалисты поделились технологией нагревания заготовки из композита и обращения с ней в литьевой пресс-форме. Они также приняли участие в процессе оптимизации разработки и проектирования детали.
LANXESS прогнозирует увеличение спроса на изделия из композитного материала TEPEX, при этом не только на каркасы сидений. “Этот материал отлично подойдет для применения в других структурных компонентах автомобиля, которым необходима устойчивость к нагрузкам, например, тормозных педалях, нишах подушек безопасности, каркасах пассажирского сиденья и задних сидений, переднем и заднем бампере и элементах защитного покрытия днища автомобиля. Именно поэтому мы продолжаем расширять мощности по выпуску TEPEX на производстве в Брилоне”, – отметил Оберман. (plastinfo/Химия Украины, СНГ, мира)