Китайские нефтепереработчики ищут новые рынки сбыта нефтепродуктов, включая авиационное и дизельное топливо, и начинают конкурировать с международными трейдерами и такими центрами нефтепереработки, как Сингапур.
Китай недавно стал крупнейшим в мире импортером нефти, в стране растет число переработчиков, несмотря на снижение спроса на некоторые виды топлива для транспорта и промышленности. Это заставляет крупнейшего в стране нефтепереработчика Sinopec Corp и его конкурентов искать покупателей за пределами традиционных рынков сбыта – Вьетнама и Гонконга, говорят источники, знакомые с ситуацией. По их словам, в 2014 г. экспорт дизельного топлива может удвоиться по сравнению с 2013 г. до среднемесячного показателя 3,7 млн. барр.
Поскольку это совпадает с открытием новых НПЗ на Ближнем Востоке и повышением экспорта из США, аналитики ожидают снижения рентабельности нефтепереработки и экспортных цен на топливо в Азии.
Совокупная мощность китайских НПЗ была близка к 12 млн. барр. в сутки в конце 2012 г. и может вырасти на 3 млн. барр. в сутки с 2013 г. по 2015 г., вдвое превысив мощность индийских НПЗ, по словам чиновников в отрасли и сообщениям СМИ. Среднесуточное потребление топлива в Китае в октябре составило 9,79 млн. барр., согласно расчетам Рейтер, основанным на предварительных данных правительства. Спрос на бензин и дизельное топливо в течение 5 лет вырастет на 617.000 и 718.000 баррелей в сутки соответственно, по оценкам JBC Energy. На дизельное топливо приходится от 30% до 50% производства китайских НПЗ. “Существуют длительные инвестиционные циклы, когда строятся НПЗ, приспособленные для максимально возможного производства дистиллятов, именно это происходит в Китае”, – сказал управляющий директор JBC Energy в Азии Ричард Горри, добавив, что в ближайшие 10 лет Китай останется экспортером дизельного топлива.
Unipec, сбытовое подразделение Sinopec, планирует продавать в Танзанию, Мозамбик и Зимбабве, несмотря на трудности выхода на рынки, контролируемые такими трейдерами, как Trafigura. По оценке аналитиков, Африка импортирует около 673.000 баррелей дизельного топлива в сутки, а к 2015 г. импорт может повыситься до 766.000 барр. в сутки. По мнению источников, Австралия также будет повышать импорт нефтепродуктов в ближайшие годы; сейчас страна закупает порядка 220.000 барр. дизельного топлива в сутки, в основном у Сингапура и Японии.
В июне Sinopec отправил первую партию авиационного топлива в США, а в августе – в Канаду. В 2012 г. компания, обычно продающая топливо в Индонезию и Вьетнам, приняла участие в тендере на поставки бензина и дизельного топлива Шри-Ланке, сообщили трейдеры.
Sinopec планирует построить в индонезийской зоне свободной торговли Батам крупнейшее в Юго-Восточной Азии нефтехранилище объемом 16 млн. барр.
Petrochina , публичное подразделение крупнейшей нефтяной компании Китая China National Petroleum Corp (CNPC), в 2012 г. заключила срочный контракт на продажу дизельного топлива в Шри-Ланку.
China National Offshore Oil Company (CNOOC) планирует в 2014 г. экспортировать 1,5-3 млн. барр. дизельного топлива, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Компания намерена почти удвоить перерабатывающие мощности с 240.000 баррелей в сутки в 2014 г. и может задуматься о поставках в Гонконг и Филиппины, сказал источник.
Долгосрочной целью Китая было насытить внутренний рынок нефтепродуктов, а не стать крупным экспортером. Власти могут настоять на закрытии старых НПЗ, стремясь стимулировать производство более чистого топлива, и Пекин может остановить строительство новых заводов, если предложение станет значительно превышать спрос.
“Цель Китая – поддерживать равновесие, а не быть крупным импортером или экспортером нефтепродуктов”, – сказал Горри из JBC Energy. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)