Химия Украины и мира

Россия: ОАО “Татнефть” расширяет сеть продаж газа в качестве моторного топлива

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая группа “Татнефть” расширяет сеть продаж газа в качестве моторного топлива. В 2013 г. и 2014 г. компания намерена открыть 23 автогазозаправки в ряде регионов России, включая Челябинскую область. Аналитики считают действия “Татнефти” логичными: вводя газовые заправки, “Татнефть”, выпускающая на своем заводе “Танеко” традиционное автомобильное топливо, не конкурирует сама с собой, а диверсифицирует деятельность. При этом в качестве рисков проекта они отмечают, что количество автомобилей на газе в России не превышает 10%.

Как сообщили в ОАО “Татнефть”, в 2013 г. компания намерена открыть автогазозаправку в Удмуртии, где, согласно данным на официальном сайте НК, она имеет 5 АЗС, но прежде не торговала газом. В 2014 г. “Татнефть” планирует запустить 22 газовых заправки в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, а также в Челябинской, Самарской и Ульяновской областях. В рамках реализации этих планов оператор автозаправок “Татнефти” – ее дочернее ООО “Татнефть-АЗС Центр” – намерен приобрести 7 АГЗС у марийского бизнесмена Сергея Туманцева. Федеральная антимонопольная служба, у которой “Татнефть-АЗС Центр”, уже имеющее 2 газовые колонки на 7 своих АЗС в этой республике, запросил одобрения сделок, считает, что в результате компания “может занять доминирующее положение на розничном рынке сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, в ряде районов Марий Эл”. В связи с этим ФАС сделки одобрила с условием, что новый оператор будет обеспечивать “недискриминационный доступ потребителей к данному товару” и заранее в письменной форме информировать Марийское УФАС о каждом увеличении стоимости реализуемого сжиженного газа. Неисполнение предписания “является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа”, предупредила ФАС.

На середину 2013 г. “Татнефть” располагала 630 АЗС, в том числе 508 – в России. Из них, согласно данным на сайте “Татнефти”, лишь 66 заправок в России, 4 в Беларуси и 28 в Украине имеют блоки для реализации газомоторного топлива. В Татарстане таким оборудованием оснащены 32 АЗС “Татнефти”.

Правительство Татарстана 26 апреля приняло 10-летнюю программу развития рынка газомоторного топлива, в соответствии с которой в регионе планируется строительство 60 газовых автозаправок. При этом по соглашению ОАО “Газпром” и правительства Татарстана в республике пущен пилотный проект по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, “дочка” “Газпрома” – ООО “Газпром газомоторное топливо” – заявила о намерении вложить в 2013-2014 гг. в создание сети из 10 АГЗС в Татарстане 1 млрд. руб. По словам первого заместителя генерального директора “Татнефти” Наиля Маганова, нефтяная компания “активно включается в эту программу” и планирует создать сеть из 6 автогазозаправок: “сами или с помощью “Газпрома” на нашей территории”.

Аналитики называют действия “Татнефти” по расширению сети газовых АЗС логичными. “Минэнерго России прогнозирует, что к 2030 г. парк газомоторного транспорта увеличится в 25 раз до 2,5 млн. ед. Также прогнозируется увеличение количества газовых заправок в 17 раз до 3500 шт.”, – отмечает содиректор “Инвесткафе” Григорий Бирг. “”Татнефть”, следуя тенденции, ежегодно вводит в эксплуатацию порядка 10 газовых блоков, расширяя бизнес по заправке транспорта газом. В 2012 г. “Татнефть” реализовала 111 тыс. т газопродуктов через свою сеть АЗС”, – добавляет он.

Ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов считает, что, вводя газовые заправки, “Татнефть”, выпускающая на своем заводе “Танеко” традиционное автомобильное топливо, не конкурирует сама с собой, а диверсифицирует деятельность. При этом он полагает, что “вопрос снабжения “Татнефти” газом практически решен” благодаря соглашению Татарстана с “Газпромом”. Баранов отмечает в качестве рисков то, что “разговоры о том, что газ скоро вытеснит бензин в качестве моторного топлива, длятся не одно десятилетие, но газ остается нишевым продуктом, количество автомобилей в России, использующих его в качестве топлива, в лучшем случае составляет 5-10%”. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version