Химия Украины и мира

Мировой рынок: поливинилхлорид (ПВХ) – один из самых востребованных материалов среди пластиков

Поливинилхлорид обладает рядом коммерческих достоинств перед остальными пластиками (в т. ч. родственными полиолефинами). Он сравнительно дешев, в том числе из-за того, что его производство требует сравнительно мало нефтесырья. Сейчас в структуре мирового потребления у ПВХ третье место (17% выпуска пластмасс), ему принадлежат 25-30% общего количества перерабатываемых синтетических материалов.

В 2007 г. (до кризиса) мощности рынка ПВХ составили 45 млн. т, ожидалось, что в 2010 г. будет взят рубеж в 60 млн. т. Действительность изменила эти планы, на 2013 г. объем потребления ПВХ оценивается чуть более чем в 30 млн. т (по данным Freedonia, 31 млн. т). Правда, сейчас снова ожидается быстрый рост со скорым взятием предела в 60 млн. т. Несмотря на кризисы и контрвыпады экологов, в росте потребления ПВХ аналитики не сомневаются. На этот полимер постепенно переходят потребители не только терефталатных полимеров (прежде всего ПЭТФ), но и биополимеров. Важно и то, что спрос на ПВХ в Китае продолжает расти. В целом рост рынка ПВХ оценивается в 4-5% ежегодно, по данным Nexant такой рост гарантирован минимум до 2015 г.

Потребление ПВХ в мире, %

Трубы/фитинги Профили Кабели/изоляция Пленки Упаковка Прочее
25 20 15 10 10 20

ПВХ выпускает наибольшее количество крупных продуцентов. Выпуском ПВХ в 2008-2009 гг. были заняты 180 компаний, хотя выпуском ПЭ и ПП занимается по 120-130 компаний, остальные полимеры производит еще меньшее количество продуцентов. В то же время у спроса на ПВХ есть слабое место – 70% ПВХ (в США – 63%) идет в строительную отрасль. Кризисы (как показали последние годы) затрагивают строительство в первую очередь. Но до сих пор стагнация в строительной сфере не имела всемирного масштаба. Так, кризис 2008-2009 гг. привел к падению рынка ПВХ на Западе, зато в Азии потребление продолжало расти. Есть проблемы с переработкой отходов производства ПВХ, ПВХ (наряду с поликарбонатом) до сих пор подвергается атакам экологических организаций. Критика экологов сейчас стала менее значимой, сконцентрировавшись на второстепенных сегментах (игрушки, медтовары). Однако отрасль продолжает жить под давлением новых возможных кампаний по ограничению ПВХ. Недавно Еврокомиссия запретила использовать ПВХ для производства игрушек; в США от ПВХ (для автодеталей) отказались автокомпании General Motors и Ford. Рост нападок на ПВХ усиливается при возникновении дефицита хлора на рынке, что позволило продуцентам обвинить экологов в лоббировании интересов конкурентных ПВХ-отрасли хлоремких производств.

Китай. С начала века центр производства и потребления ПВХ переместился в Китай, где в 2005-2010 гг. произ-водственный потенциал вырос почти на 10%. По данным китайских источников (China Chlorine-Alkali Industry Ass.), за последние годы производство ПВХ в Китае выросло в 1,5 раза. Если учесть, что в 2004 г. Китай производил чуть более 5 млн. т (в 2006 г. – 11 млн. т), а сейчас 2/3 мощностей сконцентрированы в Китае, можно сказать, что производство ПВХ в этой стране сделало серьезные шаги. В последнее время китайское производство оценивается в 15-20 млн. т. Правда, далеко не все мощности в КНР принадлежат китайским компаниям. Но и собственно китайских компаний здесь почти 100 – в основном это небольшие заводы с мощностями 100+/-50 тыс. т. На крупные предприятия (свыше 200 тыс. т) приходится чуть более 1/3 общего числа компаний.

Географическая разбросанность (производство есть в 26 провинциях КНР) и маломасштабность производств ограничивают конкурентоспособность предприятий. Однако сама технология китайского производства мономера и затем ПВХ (карбидная, т. е. без нефти, из дешевого угля) предусматривает повышение его конкурентоспособности. Сейчас по карбидной технологии в Китае производится 70-80% ПВХ. Сравнительная дешевизна угля и электроэнергии в Китае позволяет и далее делать ставку на собственное производство. Рост производства китайского мономера привел к глобальному перераспределению мощностей: рынок хлорэтилена (мономер для производства ПВХ) в США уменьшился почти вдвое, а некоторые проекты ближневосточных компаний, направленных для экспорта в Азию, были свернуты на начальной стадии.

Мировые мощности по производству ПВХ, %

Страна Китай Индия Другие страны Азии Россия Европа Ближний Восток США Другие
Данные Harriman 67 2 5 11 6 9
Оценка автора 60 2 5 1-2 10 5 10 6-7

Импорт ПВХ стал уменьшаться после исторического максимума в 2003 г., при этом появился и стал расти экспорт. Однако стратегическая задача полностью прекратить импорт до сих пор не достигнута. Сейчас помесячный импорт ПВХ в Китай составляет примерно 80+/-20 тыс. т, вырастая к зиме. В 2012 г. нарастить объемы поставок ПВХ в Китай удалось только продуцентам США, Тайваня, Малайзии, заметен также импорт из Южной Кореи (летом 2012 г. вырос в 2,5 раза). Основными потребителями выступают строительство (темп которого, однако, замедляется) и упаковочная отрасль. Наиболее быстро растет потребление ПВХ для производства искусственной кожи (для выпуска одежды и автомебели). Эти отрасли определяют 5-10%-ный ежегодный рост китайского потребления. Чуть более половины потребления составляет жесткий ПВХ, половина из которого используется в производстве трубопродуктов. Гибкий ПВХ используется для производства пленок (30%), изоляции, искусственной кожи. До последнего времени Китай оставался крупнейшим импортером ПВХ (до 2 млн. т), ожидается, что с 2015 г. страна может начать масштабный экспорт. Первые экспортные партии китайского ПВХ пошли в страны Малой Азии (Иран, Турцию).

ЕС и США. Хотя в ЕС и США сохраняются заметные мощности (американский ПВХ иногда доминирует на пост-советском рынке, вытесняя китайский), их лидерство не бесспорно. Например, оценка Harriman вообще не включала США в качестве мирового производителя ПВХ. Впрочем, согласно Harriman, пока на Западную и Восточную Европу приходится не менее 25% мирового производства.

Основными потребителями ПВХ в западном ЕС выступают сильнейшие страны – Франция, Германия, Италия, но даже это не спасло рынок от сужения. Продажи полимеров в ЕС колоссально упали в 2011-2012 гг. (примерно на 40%), хотя рынок ПВХ остается одним из наименее пораженных рецессией.

Ведущие компании ЕС говорят о перспективности рынка ПВХ, основываясь на превышении спроса над предложением в последние годы и падении евро по отношению к доллару, что улучшает конкурентоспособность ПВХ из ЕС. Но при этом они сворачивают ранее намеченные программы. Крупнейший поставщик ЕС – EVC Intern. – отказался от планировавшихся дополнительных инвестиций в ПВХ-про-изводство, норвежская Norsk-Hydro заявила о слиянии ПВХ-сектора с сектором общей нефтехимии.

Мировое потребление ПВХ, % (по даннам БИКИ)

Китай Индия Другие страны Азии Европа Ближний Восток США Другие
27 3 15 22 5 20 8

Страны Ближнего Востока, видимо, вскоре догонят ЕС и США по объемам. Они и сейчас могли бы это сделать, если бы часть крупнейших производств от саудовских и эмиратских супер-нефтекомпаний не строилась в Китае.

Россия и СНГ. Российский рынок с темпами роста свыше 10% считается наиболее динамично растущим и самым перспективным после китайского и индийского. При импорте китайского ПВХ нередко возникает проблема плохой пропускной способности на казахской границе. В последний год снижение экспортных котировок нивелировалось примерно 10%-ным ослаблением рубля. На украинском рынке периодически обостряется борьба между импортерами и местным российско-украинским мега-продуцентом “Карпатнефтехимом”: последний добился законодательного ограничения ввоза дешевого импорта. В последнее время на рынке имеет место ценовая нестабильность, причем удорожание ПВХ шло быстрее, чем других базовых полимеров. Тем не менее, ПВХ остается самым дешевым из них.

В 2012 г. рост цен был обусловлен ценовыми изменениями для нефтепродуктов. В последние годы это привело к росту цен на все пластики, в том числе и на ПВХ. Причем рост цен на пластики опередил рост на мономеры – например, удорожание этилена на EUR40 дало удорожание ПВХ на EUR60. Операторы рынка не скрывали, что так они стремятся повысить маржу (грубо говоря, поспекулировать на удорожаниях сырья). Такая политика была “проглочена потребителями” из-за роста спроса. Спрос, в свою очередь, вырос из-за восстановления складских запасов и позитивных для рынка процессов в Азии. Однако в марте 2012 г. началось удешевление нефти, потянувшее за собой цены полимеров. Начавшаяся рецессия в ЕС привела к падению цен, особенно в июне 2012 г. (цены были рекордно низкими, например, ПВХ из ЕС экспортировался фактически по демпингу – за EUR850+/-50/т). Демпинговали и поставщики США, что привело к законодательным ограничениям импорта в Украине.

Падение цен закончилось в конце 2012 г., когда европродуцентам удалось значительно повысить цены. Так, в сентябре они заявили о повышении цен сразу на EUR120-140/т. Несмотря на это, многие из них оставались перегружены заказами. Вскоре о повышении цен заявили китайские поставщики, а с октября – американские. В США цены оставались, видимо, ниже мировых – согласно БИКИ, контрактные цены на середину сентября составили примерно $1200+/-20/т, а экспортные были еще ниже ($1000+/-50/т).

Изменение мировых цен на основные полимеры, EUR/т (по данным EuropeanPlastic News)

Полимер Март 2010 г. Сентябрь-октябрь 2012 г.
ПЭ низкой плотности ПЭНП (ПЭВД, LDPE) 1400 1550+/-50
Линейный ПЭНП (LLDPE) 1300 1480+/-20
ПЭ высокой плотности (ПЭНД, HDPE) экструзионный 1300+30 1510+/-20
ПЭ высокой плотности (ПЭНД, HDPE) литьевой 1415 1600+/-20
ПЭ высокой плотности (ПЭНД, HDPE) раздувной 1440 1610+/-20
ПП экструзионный 1465 1540+/-20
ПП литьевой 1415 1500+/-25
ПС общего назначения 1755 1820+/-20
ПС ударопрочный 1880 1960+/-20
ПЭТФ бутылочный 1375 1450+/-30
ПВХ общего назначения (трубный) 1280 1330+/-40
ПВХ специальный 1340 1410+/-30

Неизвестно, как бы далее развивалась история с ценами, если бы азиатский рынок не стал ослаблять спрос. Сказалась не только сезонность (в частности, государственные праздники в Китае), но и вполне определенные признаки насыщения китайского и индийского рынков. Цены стали снижаться – к ноябрю поставщики считали за благо удержать их на уровне чуть более $1000/т. С учетом всех колебаний с 2010 г. до 2013 г. цены выросли на 7-8%.

По сегментам наиболее динамичным развитием отличается ПВХ для профильно-погонажных изделий. В Европе, например, за последние 5-6 лет этот рынок вырос на 30-35%, в частности за счет роста в России и Украине. Трубный ПВХ все менее востребован в ЕС, но в некоторых странах Европы (например, в России и экс-СССР) и восточных странах ЕС (прежде всего Польше) потребление растет на 5-10% в год. Пленочный и упаковочный ПВХ остается востребован, хотя здесь существует несколько хороших заменителей – полиэтилен (для стретч-пленок), полистирол и ПЭТФ (для коррексов и прозрачной упаковки). Разработаны заменители ПВХ и для медпакетов – например, ламинаты резина-ПЭ-ПП или ПП-ПС-бутадиен-стирол. Но ПВХ остается пока на гребне потребительской волны. В США и ЕС на конечные рынки потребления ПВХ приходится примерно 50% жесткой упаковки, 30% бутылок, 10-15% гибких пленок и 2-3% крышек. Сочетание дешевизны и отличных потребительских свойств (прозрачность, масловодостойкость, прилипаемость и растягиваемость пластифицированной ПВХ-пленки, стойкость к проколам и нагрузкам) открывает ПВХ все новые пути на рынках. (Полимеры-деньги/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version