Химия Украины и мира

Россия: нефтехимическая отрасль может стать драйвером экономики

Президент России Владимир Путин считает, что нефтехимическая отрасль может стать драйвером российской экономики. Такое мнение В. Путин высказал 15 октября на совещании по развитию нефтехимического комплекса в Тобольске. “В силу некоторых обстоятельств нефтехимия может стать – и уже становиться – драйвером развития российской экономики. Это и наличие хорошей сырьевой базы, и увеличение спроса внутри страны, рост международных рынков, привлечение технологий, создание качественных новых рабочих мест – все это вместе дает основания полагать, что если действовать мы будем согласованно, основательно прорабатывать те решения, которые необходимы для развития нефтехимии, нас ждет успех” – сказал президент. Развитию нефтехимической отрасли надо способствовать грамотным таможенно-тарифным регулированием. Необходима “такая настройка экспортных и импортных пошлин на продукцию, сырье и оборудование, которая позволяла бы полностью и эффективно использовать все имеющиеся конкурентные преимущества и развивать собственное нефтехимическое производство”, считает президент.  Путин поручил подготовить предложения в области таможенно-тарифного регулирования экспортных и импортных пошлин на продукцию, сырье и оборудование в нефтехимической отрасли. “Отдельная тема касается грамотного таможенно-тарифного регулирования. Такой настройки экспортных и импортных пошлин на продукцию, сырье и оборудование, которая позволяла бы полностью и эффективно использовать все имеющиеся конкурентные преимущества, развивать собственное нефтехимическое производство”, – заявил Путин. Эти действия должны соответствовать требованиям ВТО. Кроме того, вопросы пошлин необходимо обсудить на уровне Евразийской экономической комиссии вместе с партнерами по Таможенному союзу. “Расширение мощностей нефтехимических предприятий, поддержка российских производителей является одной из ключевых задач нашей промышленной политики”, – подчеркнул глава государства. Россия должна сформировать национальный рынок нефтехимической продукции и стремиться обеспечить себя продуктами нефтехимии. “Разумеется, само по себе импортозамещение – это не панацея от всего и вся. Но там, где это возможно, особенно имею в виду наличие у нас уникальной сырьевой базы,  нужно к этому стремиться”, – сказал В. Путин. Он отметил, что необходимо “сократить отставание отечественных предприятий нефтехимии от мировых лидеров – по технологиям, величине издержек, уровню подготовки кадров”. В России необходимо создавать и осваивать новые сбытовые ниши для продукции нефтехимии. “Хотел бы услышать предложения в этой сфере и готов сформулировать корректным образом поручения правительству РФ с тем, чтобы были приняты решения, расширяющие номенклатуру продукции”, – заявил он. Такими шагами может быть изменение действующих госстандартов, строительных норм и техрегламентов, включение в них четких требований и обязательств по использованию современных продуктов нефтехимии с более качественными характеристиками. В пример президент привел дорожное строительство, где использование полимерных материалов может существенно повысить качество дорожного полотна, отметив, что при применении таких материалов “выигрыш в среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть колоссальным”. Президент намерен дать поручение правительству внести изменения в строительные нормы и технические регламенты, которые бы позволили расширить применение современных полимерных материалов.  “Имею в виду создание новых и изменение действующих госстандартов, строительных норм и технических регламентов, включение в них четких требований и обязательств по использованию современных продуктов нефтехимии с более качественными характеристиками”, – заявил Путин.

В рамках совещания министр энергетики РФ Александр Новак выступил с докладом о развитии нефтехимической промышленности. Продукция нефтехимической отрасли (полимеры, синтетические каучуки, органические спирты, окиси и гликоли) широко применяется для производства пленок, труб, упаковок, бутылок, шин, резинотехнических изделий и др. В феврале 2012 г. Минэнерго утвердило План развития газо- и нефтехимии России до 2030 г., который был одобрен правительственной комиссией по ТЭК. «В соответствии с целевыми показателями плана к 2030 г. объем производства нефтегазохимического сырья вырастет в 2,3 раза, доли его переработки предприятиями нефтехимической промышленности – почти вдвое, что позволит увеличить выпуск крупнотоннажных полимеров (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида), ПВХ, полистирола и прочих до 22,3 млн. т, то есть почти в 7 раз и обеспечить практически 100% загрузку производственных мощностей. Таким образом, реализация Плана развития газо- и нефтехимии до 2030 г. позволит, прежде всего, перейти от экспорта сырья к выпуску нефтехимической продукции высоких переделов», – сказал Александр Новак. Достижение запланированных показателей развития нефтехимической промышленности предлагается реализовать в рамках кластерного похода, который позволяет сократить затраты на перевозку сырья и нефтехимической продукции, снизить капитальные и операционные затраты, а также сбалансировано использовать производственные мощности. В соответствии с целевыми показателями плана к 2030 г. Минэнерго ожидает увеличения производства полипропилена с 0,7 до 5,3 млн. т (рост в 7,5 раз), полиэтилена – с 1,4 до 12,7 млн. т (рост в 9 раз). В настоящее время в Россию ежегодно импортируется около 1,1 млн. т готовых изделий из полимеров, в том числе около 30% пленок, полимерных листов и потребительских товаров (изделия культурно-бытового назначения). «К 2030 г. рост первичных перерабатывающих мощностей составит до 17 млн. т в этиленовом эквиваленте, что приведет к профициту полимеров в объеме 9 млн. т (около 40% от объема производства). По существу, к 2018-2019 гг. нефтехимическая отрасль окажется на “развилке” направлений реализации профицита полимеров, которыми станут экспорт и внутренний рынок», – заверил министр. В качестве пути развития отрасли Минэнерго предлагает стимулирование темпов роста внутреннего потребления, что позволит осуществить импортзамещение готовых изделий из полимеров, перейти от экспорта полимеров к выпуску готовой продукции высоких переделов и получить мультипликативный экономический эффект, так как одно рабочее место в нефтехимической отрасли создает 4,5 дополнительных рабочих места в экономике, а 1 руб. ВВП в нефтехимической отрасли создает еще не мене 1,9 дополнительных рубля ВВП в экономике. Обращаясь к зарубежному опыту, стоит отметить, что в настоящее время, среднедушевой уровень потребления полимеров в России составляет 31 кг/чел., что в 5 раз ниже, чем в США или ФРГ, в 3 раза ниже, чем в Японии, на 25% ниже, чем в Китае. Повышение среднедушевого потребления полимеров до 100 кг/чел. позволит увеличить спрос на внутреннем рынка на 10 млн. т и обеспечить потребление профицита полимеров. «Минэнерго России видит потенциал для стимулирования темпов роста внутреннего потребления полимеров за счет расширения применения современных полимеров и увеличения среднедушевого потребления полимеров особенно в ЖКХ, на транспорте и строительном секторе», – сказал Александр Новак. Федеральными органами исполнительной власти реализованы отдельные мероприятия, направленные на расширение спроса на внутреннем рынке. Среди ключевых шагов, направленных на стимулирование спроса, рассматриваются такие меры, как обновление системы стратегических документов в химической промышленности и смежных отраслях, развитие стандартов и регламентов в производстве химической продукции и потребляющих отраслях, оптимизация таможенного регулирования отрасли, государственная поддержка инвестиционных проектов, использование полимеров на предприятиях, обеспечивающих национальную безопасность.

Минпромторг РФ предлагает ввести налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса, которые будут открывать новые производства по переработке полимерных материалов. “Мы предлагаем дать возможность налоговых каникул до 10 лет. Это не создает выпадающих доходов, поскольку это новые производства”, – заявил глава ведомства Денис Мантуров. По словам министра, каникулы также можно предоставлять на срок окупаемости проектов. Льготы по налогу на прибыль можно вводить и на региональном, и на федеральном уровне. “Таким образом, предприятия будут иметь стимул создавать новые мощности”, – добавил он.

Глава “Роснефти” Игорь Сечин считает главной проблемой нефтегазохимической отрасли отсутствие программы развития транспортной инфраструктуры. “Основная проблема, которую мы сейчас переживаем, это отсутствие генеральной схемы развития транспортной инфраструктуры для нефтегазохимии. Сложно построить продуктопровод к каждому заводу”, – сказал И. Сечин. Это позволяет собственникам инфраструктуры регулировать доступ к трубопроводам. “Но нефтегазодобытчики в этом смысле являются такой падчерицей: в условиях монопольного рынка мы вынуждены сдавать ПНГ по бросовым ценам: ниже цены сухого отбензиненного газа. В Западной Сибири 1000 куб. м ПНГ – это 1000 руб., 2300 руб. стоит сухой отбензиненный газ, не содержащий тех ценных фракций, которые перерабатываются газопереработчиками. Если можно, пожалуйста, обратите внимание”, – отметил он. В. Путин в ответ призвал нефтяные и нефтехимические компании объединять усилия при создании инфраструктуры или выстраивать взаимовыгодные отношения. “Нужно выстраивать взаимовыгодные отношения с тем, чтобы и те, кто вложился в эту инфраструктуру, понимали, что отдача этих вложений будет максимальной”, – сказал он. “Надо либо объединить усилия при строительстве этой инфраструктуры, либо выстроить взаимовыгодные отношения по всему контуру. Надеюсь, что так и будет, но предложения давайте”, – сказал президент РФ. Мажоритарный акционер нефтехимической компании “СИБУР” и газодобывающей компании “НОВАТЭК” Леонид Михельсон заявил о необходимости стабильного налогового режима и стабильности в поставках сырья, отметив, что “мы работаем по долгосрочным договорам со всеми поставщиками”. В контексте стабильности поставок сырья Л. Михельсон заявил: “Работайте с потребителями. Вы все время ставите вопрос, что кто-то построит ШФЛУ-провод до ваших производств”. «СИБУР» сделал это сам и работает с добычными нефтяными и газовыми компаниями. Почему кто-то должен делать инвестпроекты за чей-то счет?”, – добавил он.

Россия обладает огромными ресурсами сырья для производства нефтехимической продукции, что позволит увеличить ее производство к 2030 г. в 2 раза до 60 млн. т, заявил И. Сечин. Сейчас при импорте продукции нефтехимии потребители платят $1680/т. В России стоимость аналогичной продукции в настоящее время – около $870/т, т. е. в 2 раза дешевле импортной. Сейчас обсуждается вопрос о достаточности сырьевой базы для реализации проекта “Роснефти” «Восточная нефтехимическая компания». ВНХК создана для реализации проекта строительства в Приморском крае нефтехимического комплекса мощностью до 30 млн. т сырья в год. Первую очередь проекта мощностью нефтепереработки 12 млн. т/год планируется пустить в эксплуатацию в IV квартале 2020 г., вторую мощностью 3,4 млн. т/год – в IV квартале 2022 г. Реализация третьей очереди предполагается при условии соответствующей рыночной конъюнктуры. После ее пуска мощность проекта вырастет до 30 млн. т нефтепереработки в год и производства 6,8 млн. т/год нефтехимического сырья. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1,313 трлн. руб. (382 млрд. руб. в первую очередь проекта, 310 млрд. руб. – во вторую, 621 млрд. руб. – в третью).

Также “Роснефть” рассматривает возможность совместного с итальянской компанией Pirelli производства спе-циального редкого каучука (SSBR) для изготовления шин с возможностью тиражирования подобного производства в Дальневосточном регионе. В сентябре “Роснефть” также предложила Pirelli рассмотреть возможность сотрудничества в Армении по химзаводу “Наирит”. Кроме того, на совещании обсуждалась реализация проекта “Роснефти” по комплексной модернизации Ангарского завода полимеров. Проект нацелен на достижение сбалансированности мощностей по производству продукции нефтегазохимии, пользующейся спросом как на российском рынке, так и за рубежом, что открывает перед компанией возможность создания полномасштабного перерабатывающего комплекса в Иркутской области. Совместный проект с компанией САНОРС – строительство в Поволжье нефтегазохимического комплекса. Совокупный экономический эффект для Самарской области от этого проекта составит более чем 1,9 трлн. руб., при этом налоговые отчисления в бюджет за 2018-2025 гг. превысят 130 млрд. руб. Период реализации проекта – 2014-2020 гг., срок окупаемости – 3 года после ввода, капвложения составят 291,6 млрд. руб. Выручка совместного предприятия в 2025 г. по итогам реализации проекта составит 250 млрд. руб., операционная прибыль – 72 млрд. руб.

Встреча в Тобольске показала, что далеко не все согласны с решениями, заложенными в отраслевой стратегии, которая реализуется государством. В частности, речь снова зашла об экспортных пошлинах на сжиженные углеводородные газы (СУГ). Вновь обозначились, казалось бы, решенные на предыдущих совещаниях противоречия между представителями нефтехимических компаний Татарстана и Башкортостана – одними из потребителей СУГ – и их производителями (компаниями “НОВАТЭК”, «СИБУР», “Газпром” и “Роснефть”), которые их производят, используют на своих нефтехимических мощностях и реализуют населению, а невостребованные объемы экспортируют.

“Мы бы предложили вернуться к экспортным пошлинам на СУГи, как было в 2008 г., для того чтобы была конкурентная среда и чтобы уменьшить поставки сжиженных газов на экспорт”, – обратился к президенту Альберт Шигабутдинов, генеральный директор поволжской группы “ТАИФ”. Предложение сводится к тому, чтобы реанимировать ранее существовавшую схему установления пошлин на сжиженные углеводородные газы, которая была приравнена к экспортной ставке на бензины. Между тем, говорят нефтехимики, это совершенно разные продукты, сферы применения которых различны, кроме того, фундаментально различны цепочки их производства. Сегодня ставка пошлины на сжиженные углеводородные газы устанавливается на основе мониторинга цен на ключевом рынке сбыта и не привязана к ставке на бензины. По сути, как полагают эксперты, предлагается вернуться к практике искусственного установления ценовых преференций на внутреннем рынке одним хозяйствующим субъектам в ущерб другим. Вместе с тем, в основе государственного стратегического планирования развития в нефтехимической отрасли лежит тезис о том, что сырьевая база отрасли – а это главным образом сжиженные углеводородные газы – профицитна уже сегодня и с годами на всем горизонте прогнозирования до 2030 г. этот профицит будет нарастать. Экспорт невостребованной части легкого углеводородного сырья – неизбежность, уже имеющая место или приближающаяся для большинства производителей СУГ. И увеличение вывозных таможенных пошлин сейчас может иметь некий положительный ситуативный эффект для отдельных игроков, но в глобальном смысле – это путь, препятствующий развитию отрасли и снижающий инвестиционную привлекательность проектов в сфере нефтегазодобычи и нефтехимии, обсуждали в кулуарах совещания.

На совещании было отмечено, что постоянный пересмотр “правил игры” затрудняет принятие участниками отрасли важнейших и очень крупных инвестиционных решений. Совладелец “НОВАТЭКа” и «СИБУРа» Леонид Михельсон напомнил коллегам из Татарстана и Башкортостана, что в 2008 г. “был страшный кризис, Татарстан, наверное, забыл, что мы вынуждены были в 3-4 раза дешевле поставлять им СУГ. Мы получили поддержку правительства в лице Игоря Сечина, нам на 2009 г. обнулили экспортную пошлину на СУГ”. Тогда же было принято решение правительством выработать формулу расчета пошлины на СУГ, которая уже принята, работает и носит рыночный характер. Михельсон отметил, что в Казахстане экспортной пошлины на СУГ не существует, нефтехимия, тем не менее, растет быстрыми темпами. “Вы все время ставите вопрос, что кто-то вам построит ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) провод до ваших производств. «СИБУР» сделал это сам и работает с добывающими газовыми и нефтяными компаниями. Почему кто-то должен делать инвестпроект за чей-то счет?” – обратился Михельсон к Шигабутдинову с вопросом.

Глава ОАО “Объединенная нефтехимическая компания” Кирилл Тюрденев поддержал предложение увеличить экспортные пошлины на СУГ, отметив, что это стимулировало бы переработку в РФ. “Сырье экспортируется, если оно будет оставаться в стране, это будет стимул для того, чтобы переработчики строили мощности и повышали маржу, значит, приносили больше налогов в казну”, – сказал К. Тюрденев. Л. Михельсон напомнил, что экспортная пошлина на СУГ была обнулена на кризисный 2009 г., а затем была выработана формула экспортной пошлины, которая “работает и зависит от рынка”. Президент так прокомментировал это предложение: “Что касается повышения пошлин, не обухом по голове нужно, а аккуратненько, не меняя фундаментальных основ принятых решений”. “В принципе об этом можно подумать”, – добавил он.

Ставка вывозной пошлины на СУГ рассчитывается Минэкономразвития по установленным методикам с учетом средних цен на СУГ на границе с Польшой (DAF Брест). Казалось бы, почему столь частный вопрос, как ставка экспортной пошлины на СУГ, оказался в центре внимания стратегического президентского совещания? Ответ, наверное, заключается в том, что производители СУГ являются сегодня основными действующими и потенциальными инвесторами в нефтехимию. И сохранение стабильных правил на рынке для них – залог уверенности в эффективности колоссальных вложений, в том числе в инфраструктурные проекты. (rupec/Rcc/Нефть России/INFOLine/ИТАР-ТАСС/Российская  газета/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version