Конкуренция на мировом рынке метанола возрастает. Помимо ближневосточных производителей наращивает обороты Китай. США в результате сланцевой революции могут превратиться в крупнейшего экспортера. Будет ли Россия продавать метанол заграницу по демпинговым ценам или сделает упор на увеличение внутреннего спроса и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью?
Компания Creon Energy провела в Москве VIII международную конференцию “Метанол”. Отступить от традиционных канонов ежегодной встречи и посмотреть на метанол не только с точки зрения монетизации газа, но и как на перспективный энергетический ресурс, предложил генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов.
С обзорным докладом по глобальному рынку метанола и его производных выступил Вольфганг Зойзер, вице-президент JJ&A по метанолу и альтернативной энергетике Европы, Ближнего Востока и Африки. Мировой спрос на метанол превысил 60 млн. т/год (увеличившись более чем на 20 млн. т с 2007 г.) и продолжает расти: согласно прогнозам, к 2017 г. в мире будет потребляться около 80 млн. т метанола в год Потребление растет по большей части за счет азиатского региона, локомотивом производства и потребления является Китай. Приблизительно третья часть метилового спирта используется в качестве сырья для производства формальдегидов, возрастает доля топливных производных метанола (ДМТ и др.), МТБЭ, а также переработки в олефины. Производственные мощности прирастают опережающими спрос темпами, на сегодняшний день их совокупный объем составляет около 100 млн. т. Очень крупные инвестиции в производство делает Китай, используя при создании заводов технологии, позволяющие выпускать не только метанол, но и другие продукты. Поэтому процент загрузки на сегодняшний день составляет порядка 50% паспортной мощности установок. При этом китайский рынок, также как и рынки Европы и США, считается импортозависимым. Производство метилового спирта из природного газа в Китае запрещено (в качестве сырья используется уголь), Поднебесная вынуждена закупать порядка 6 млн. т метанола в год. В США наблюдается другая картина – развитие добычи и переработки сланцевого газа снижает стоимость природного газа, дает возможность инвестировать в производство метанола и в будущем превратиться из импортера в экспортера. На рынке Европы наблюдается некоторое “затишье” на фоне замедления темпов роста экономики и падающего ВВП. Производство и потребление метанола колеблется на стабильном уровне в 10 млн. т/год. Россия – единственная в данном регионе страна, которая понемногу инвестирует в создание новых мощностей. Относительно ценовой составляющей рынка спикер сообщил, что корреляция стоимости метанола с ценами на нефть по-прежнему сохраняется. Однако из-за санкций в отношении Ирана баланс спроса и предложения был нарушен, наблюдался некоторый дефицит продукта, европейские цены на метанол подросли. Такая ситуация дала возможность китайским производителям наполнить европейские рынки инженерными пластиками на основе собственного дешевого метанола, а также импортировать метиловый спирт по более низкой по сравнению с рынками США и Европы стоимости. Сейчас мировые цены на метанол находятся в пределах $400-480/т. По словам Зойзера, значимость метанола для международного рынка возрастает. Если раньше метиловый спирт использовался только как химическое сырье, то теперь он признан энергетическим ресурсом – это ключевое изменение во взглядах на данный продукт. На сегодняшний день среди основных игроков метанольного рынка – компаний Helm, LG, Sabic, Mitsubishi, Mitsui, уже есть понимание, что будущее метанола за производством олефинов и использованием в качестве энергоносителя. В частности, эксперт отметил перспективность потребления метилового спирта как экологически чистого, удобного для транспортировки и экономически выгодного бункеровочного топлива – необходимой альтернативы мазутам и СПГ. В качестве примера он привел одну из шведских судоходных компаний. Согласно прогнозам спикера, замена топлива на метанол в случае единичного крупного перевозчика позволяет к 2017-2018 гг. выйти на использование 1 млн. т метанола в год. Также Зойзер уверен в эффективности автотранспорта, работающего на метаноле. Однако, по его словам, для масштабного внедрения метанола в сферу автомобильных перевозок необходимы серьезные политические решения. Докладчик рассказал об альтернативных способах получения и применения метилового спирта в комбинации с возобновляемыми источниками энергии, “зелеными технологиями” и топливным газом, аккумулировании избытков электроэнергии с помощью метанола и его использовании для выработки электричества. Подводя итог выступления, Зойзер отметил, что западноевропейский рынок метанола будет развиваться очень медленно (около 1% в год). Спрос будет повышаться по мере переключения производителей топлива с ЭТБЭ на МТБЭ. Рынок Поднебесной будет интенсивно расти, выпуская из метанола олефины и, в меньшей степени, топливо. Китайская нефтехимическая промышленность активно развивается на фоне растущего ВВП. Однако осуществление грандиозных планов по развитию применения метанола несколько осложняется проблемой местной логистики. Китай также заинтересован инвестировать в разработку американского сланцевого газа и его переработку в метанол с целью дальнейшей транспортировки метилового спирта на свои предприятия. Российским производителям эксперт порекомендовал обратить внимание на собственный рынок, а не концентрироваться на экспортном направлении. Ожидаемая волна сланцевого газа может привести к понижению европейских цен на природный газ и негативно повлиять на экспорт российских энергоносителей. Производство и потребление метанола – одна из прекрасных возможностей монетизировать огромные природные запасы энергоресурсов. При этом потребуется уделить серьезное внимание вопросам транспортировки. Зойзер добавил, что и выгодная продажа метилового спирта в Китай возможна, все будет зависеть от стоимости и доступности логистики.
Обзор российского рынка метанола представила Надежда Селиванова, ведущий специалист отдела нефтехимии и химии ИАЦ “Кортес”. По ее словам, в настоящее время внутреннее потребление метилового спирта в России превышает экспорт (58% к 42% соответственно). Из переработанного внутри страны метанола 21% составляет собственное потребление, 37% – рыночные продажи. Тем не менее, рынок остается в значительной степени экспортоориентированным, основным двигателем роста производства можно назвать продажу метанола за рубеж. За 2012 г. российские производственные мощности увеличились на 90 тыс. т (на 2,4% относительно 2011 г.) и составили 3,86 млн. т, их суммарная загрузка была равна 86%. Более 77% от общего объема прироста выпуска метилового спирта было отправлено за границу. Основным зарубежным рынком сбыта для российского метанола остаются станы Западной Европы. 1,4 млн. т метанола в 2012 г. было отгружено в Финляндию, Польшу, Румынию, Эстонию, Словакию и Турцию. Крупнейшие российские производители “Метафракс” и “Сибметахим” поставляют свои объемы только в Финляндию, на которую приходится 52% экспорта. “Томет”, “Щекиноазот” и НАК “Азот” имеют более широкую географию поставок. Двумя основными секторами применения метанола в России традиционно являются выпуск формальдегида и его производных (47% в 2012 г.) и высокооктановых добавок (27%). На нефтегазовую отрасль приходится 14% производства. Во второй половине 2012 г. введено в строй новое производство ТАМЭ на “Санорс”, в связи с чем в 2013 г. ожидается ощутимый рост потребления в секторе топливных присадок. Внутрироссийские цены на метанол находятся на одном уровне со спотовыми западноевропейскими ценами. На экспорт российский продукт поставляется по более низкой стоимости, что позволяет ему конкурировать с мировыми производителями. До 2020 г. в РФ запланировано строительство новых метанольных заводов и расширение действующих мощностей. Большая часть проектов сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке, один завод – в Северо-Западном ФО. При условии ввода хотя бы части проектов выпуск метанола может превысить 10 млн. т, что приведет к значительному увеличению экспортной составляющей рынка (до 70% при 100% загрузке мощностей). Наиболее вероятным экспортным направлением Селиванова назвала страны Азии, в частности Китай.
Начальник отдела продаж “Сибметахима” Наталья Вахитова отметила проблему логистики в заданном направлении. Отгружать метанол через Восточный порт невозможно из-за высоких затрат на транспортировку по железной дороге и отсутствия возможности перевалки продукта через этот порт. И хотя Восточный был задуман для отправки метанола, в настоящее время предназначенные для метилового спирта емкости используются для перевалки нефтепродуктов. Представитель “Сибметахима” подчеркнула, что компанией было предпринято несколько попыток экспортировать метанол в Азию, однако ни одна из них не оказалась коммерчески успешной.
Генеральный директор “ИнфоТЭК-Консалт” Тамара Канделаки высказала мнение, что экспорт в Китай не является перспективным для России. Во-первых, у китайских производителей существует план развития собственных мощностей. Кроме того, по мере переработки сланцевого газа рынок сбыта будут искать США. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, РФ придется серьезно демпинговать. Оптимальным выходом для России эксперт считает развитие внутреннего рынка и стимулирование потребления внутри страны.
Главный специалист управления реализации ПБХ “Еврохим” Евгения Сабинина сообщила, что компания не рассматривает Азию в качестве экспортного направления. Сбытовая политика остается стабильной: 50% продукции идут по отработанным маршрутам за рубеж, 50% закрывают потребности внутреннего рынка.
В рамках круглого стола участники мероприятия поделились планами и достижениями своих компаний, высказали мнение по поводу различных аспектов метанольного рынка. Так, Эмиль Мамедов, руководитель департамента инвестиций AzMeCo, сообщил, что анонсированный на конец 2012 г. пуск метанольного завода в Азербайджане сместился на 2013 г. При этом открытие производства будет совмещено с пуском собственного порта Поти на Черном море. Сначала весь произведенный объем метилового спирта будет поступать на экспорт по заключенному долгосрочному контракту. Однако по истечении 4-5 лет AzMeCo рассматривает возможность конвертации некоторых объемов метанола в формальдегид, уксусную кислоту и олефины по технологии МТО.
Маттиас Штайн, директор по глобальному рынку химической промышленности Lurgi, одной из лидирующих компаний по методам МТО, рассказал, что в настоящее время в Китае функционируют 3 завода по лицензированным технологиям Lurgi, обсуждается продажа четвертой лицензии. Эксперт отметил, что его компания специализируется на выпуске пропилена, тогда как китайские производители больше заинтересованы в методах, совмещающих получение этилена и пропилена.
На вопрос участников о создании “Газпромомом” в районе Белогорска мощностей по выпуску метанола инженер-технолог “Газпром переработка” Виталий Янин ответил, что в проекте нового газохимического комплекса производство метилового спирта не предусмотрено. В настоящее время на Сургутском ЗСК существуют три площадки по метанолу: сырьевая, регенерации (21 тыс. т/год) и хранения, их расширение не планируется. Заместитель главного инженера по управлению Восточными проектами “ВНИПИгаздобыча” Сергей Милованов подтвердил, что решения по белогорскому проекту не предусматривают метановую химию. Единственный возможный вариант по выпуску метанола – создание малотоннажных производств непосредственно на промыслах, в частности на Чаяндинском, в перспективе на Ковыктинском месторождениях установленной мощностью около 15 тыс. т/год.
Менеджер по продуктам швейцарской “Колмар Груп” Елена Егорова рассказала, что с метанолом компания пока не работает, но присматривается к данному продукту. Она выразила заинтересованность в заключении контрактов на экспорт российского метилового спирта.
Юрий Жигадло, заместитель гендиректора по материально-техническому обеспечению группы компаний “Титан” (“Омский каучук”, входящий в состав группы, является крупным производителей МТБЭ в России), выразил обеспокоенность постоянным повышением цен на метанол, подчеркнув, что понимает корреляцию стоимости этого продукта с ценой природного газа. Он отметил снижение стоимости топливных добавок, а также уменьшение потребления МТБЭ в течение последних месяцев российскими нефтеперерабатывающими комбинатами по причине сокращения спроса на высокооктановые бензины. “Рынок МТБЭ в настоящий момент не маржинален”, – добавил эксперт.
Далее вниманию участников конференции была представлена серия докладов, посвященных применению мета-нола. О потреблении СН3ОН в деревообрабатывающей промышленности рассказал заместитель генерального директора НИИ “ВНИИДРЕВ” Виталий Стрелков. В 2012 г. общее потребление формальдегидсодержащих смол предприятиями лесопромышленного комплекса составило примерно 1,5 млн. т, при производстве которых было задействовано около 450 тыс. т метилового спирта. По мнению эксперта, спрос на метанол в ближайшее время возрастет в соответствии с ожидаемым ростом потребления смол. Производители ДСП, ДВП, МДФ, ОСБ и фанеры, а также бумажно-смоляных пленок и пластиков для отделки поверхности являются основными потребителями формальдегидных смол. За последние 10 лет объемы выпуска древесных плит удвоились, отрасль продолжает развиваться. Проекты в данной области остаются инвестиционно привлекательными в свете ненаполненности внутреннего рынка и наличия большого количества экономически доступной низкосортной древесины. Суммарный импорт плит в 2012 г. составил 1,3 млн. куб. м. На российском рынке имеется неудовлетворенная потребность по древесным плитам, в том числе по ДСП на 2,5 млн. куб. м, по МДФ – на 500 тыс. куб. м, по ОСБ – до 1,2 млн. куб. м. Согласно прогнозам эксперта, запланированное наращивание производства позволит увеличить потребление формальдегидных смол с нынешних 1,5 млн. т до 2,3 млн. т к 2020 г. и переработку метанола до 700 тыс. т.
Насколько перспективен метанол в качестве топлива для электрохимических преобразователей энергии оценил заместитель директора ЦФХТ по научной работе НИЦ “Курчатовский институт” Владимир Фатеев. Метанол полностью окисляется на катализаторах, то есть показывает 100%-ную эффективность, имеет высокую энергоемкость и доступен в массовых количествах. Однако, несмотря на хорошие топливные характеристики, существует ряд проблем, сдерживающих развитие топливных элементов на его основе. Высокая токсичность метилового спирта, способная привести к летальному исходу при его утечке, а также низкая температура кипения и высокая проницаемость перфторированных мембран по метанолу не дают пока возможности говорить о широком промышленном применении топливных элементов на основе СН3ОН. В качестве альтернативы метанолу рассматриваются различные углеводороды и их производные, борогидрид натрия и водород.
Заместитель директора по развитию “Химтехнологии” Леонид Родин рассказал о совмещенном производстве ацетилена и метанола. Среди важных преимуществ технологии докладчик отметил полное использование энергетического потенциала природного газа, экономию капитальных вложений за счет исключения конверсии природного газа для производства метанола при строительстве новых производств и снижение потребления газового сырья или возможность наращивания мощности существующих установок. Совместное производство ацетилен-метанол является сырьевой базой для уксусной кислоты, винилхлорида, 1,4-бутандиола и продуктов его переработки. Технология получила признание в Китае. Российские предприятия разработкой интересуются, в частности новгородский “Акрон” и омский “Титан”, проекты находятся на стадии технико-экономических обоснований.
С докладом на тему использования метанола в моторном топливе выступил заместитель генерального директора “ВНИИ НП” Александр Данилов. В качестве топлива может использоваться 100%-ный метиловый спирт и метанол с 15%-ной добавкой бензина для улучшения пусковых свойств. В США также разрешен к применению оксинол – смесь в равных долях метилового и третбутилового спиртов с добавкой не более 10% бензина. Однако, по мнению докладчика, ряд химических свойств метанола, таких как токсичность, коррозионная агрессивность, низкая теплотворная способность, а также необходимость создания новых конструкций двигателя и инфраструктуры заправок, сводит на нет перспективы метанольного моторного топлива в РФ. Наиболее востребованы на рынке синтезированные из метанола высокооктановые бензиновые добавки. Российские мощности по производству МТБЭ составляют порядка 1 млн. т/год, по ММА – до 100 тыс. т. По словам эксперта, данного количества достаточно, чтобы обеспечить выработку всего количества автомобильных бензинов с октановым числом 95. Для производства обозначенного объема присадок требуется 400 тыс. т и 30 тыс. т метанола соответственно. Данилов отметил, что получение жидкого синтетического топлива из метанола может стать интересным направлением, все будет зависеть от благоприятной ценовой конъюнктуры.
Создание припортовых мощностей по метанолу в РФ всегда было главной рекомендацией. Сегодня растущие потребности западной части Китайской Народной Республики по производству топлив M-15 и М-25 могут легко удовлетворяться новыми крупными мощностями в Приморском крае, а Находка стала бы “находкой” для производства и экспорта метанола и его производных в больших объемах, резюмировал глава группы Creon Фарес Кильзие. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)