О деталях возобновления работы “Карпатнефтехима” рассказал представитель президента “ЛУКойла” в Украине Сергей Чмыхалов.
Цены на первые партии полиэтилена от “Карпатнефтехима”, мягко говоря, удивили переработчиков высоким значением. Какую цель преследовало руководство таким шагом?
Не думаю, что мы удивили рынок, наши партии продаются. Выйдя на рынок, мы столкнулись с ожесточенной конкуренцией. Пока наше производство стояло целый год, рынок где-то брал продукт: в Венгрии (других странах Европы), в Средней Азии. Полиэтилен импортируется в Украину, но не всегда по нормальным ценам и нормального качества. Мы как раз для этого недавно собирали переработчиков, чтобы учесть все их замечания по качеству, вместе с ними, учитывая, что у них разное оборудование, под каждого разработать режим, разработать марку полиэтилена ПВХ. Наша цель – полностью насытить украинский рынок. Мы в своих планах и программах не рассматриваем вопрос экспорта. Поэтому завод не будет работать на все 100% мощности, ибо эти мощности в разы превышают потребность украинского рынка. Поэтому мы будем строить планы на IV квартал 2013 г. и I квартал будущего, дальше пока не заглядываем, исключительно под потребности местного рынка. Сколько будет заказов, столько и будем производить.
Какой объем продукции будете выпускать?
Мы предполагаем, что это будут 4 тыс. т пленочного полиэтилена. Еще можем предложить марки литьевого, выдувного полиэтилена. Это те 3 марки, которые мы делали перед остановкой, практически 90% продукции. Если есть потребность в других марках, мы готовы рассмотреть эти предложения, наладить производство и других марок, потому что потребность в полиэтилене всех марок в Украине гораздо больше. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы его наполнить. За счет того, что мы гибки в поставках, можем отгружать 5, 20, 40, 50 и больше тонн, а также за счет гибкой ценовой политики, предложили переработчикам систему скидок. Будем утверждаться на украинском рынке, премиальном для нас. Экспорт пока сопряжен с дополнительными проблемами – железнодорожные вагоны, тарифы, расстояния.
Опасаетесь проверок на российской таможне?
Проблемы на границе с Россией возникают в основном у посредников. Таможня требовала полный пакет документов. Многие перекупщики товаров этих документов не имеют. А главный документ для прохождения в Россию – сертификат происхождения товара. Мы же производитель и работаем по прямым контрактам, все документы у нас есть.
С полиэтиленом понятно. А что с ПВХ, когда будет пуск этого производства?
Во-первых, у нас технически не получилось пустить эти 2 продукта одновременно. Во-вторых, мы ждали, что Верховная Рада примет законопроект о защите отечественного производителя. К сожалению, первый раз инициатива не прошла, невзирая на то, что проект подан и согласован Кабмином. Речь идет об изменении в Закон “О таможенном тарифе”. В нем предполагалась ставка 6,5%. Сейчас зарегистрирован новый законопроект, он получил выводы Кабинета министров, мы ждем, что он будет принят, потому что с ПВХ ситуация еще хуже, чем с полиэтиленом, защита нужна. Параллельно идет антидемпинговое расследование на эту же тему.
Его же на днях продлили на 4 месяца…
Да, оно продлено по техническим причинам, но факт демпинга 100%-но доказан, у комиссии, которая рассматривала эти факты, сомнений не возникло по этому поводу.
Могли бы ввести временную спецпошлину на время расследования?
Как можно ввести даже временную пошлину, если еще не пущено производство ПВХ? Поэтому расследование продлили, чтобы украинский ПВХ попал на рынок. В ноябре пустим ПВХ, в декабре начнем торговлю, поэтому надеемся, что в декабре получим поддержку. Отсутствие производства было основной причиной того, что защита рынка не заработала. Мы вложили $250 млн., построили самое современное производство ПВХ, показали его премьер-министру, думаю, он был приятно удивлен. Кроме того, мы наладили производство своего профиля из ПВХ. Жаль будет, если по причине отсутствия защиты товаропроизводителя это производство будет стоять.
Вы сообщили, что не только ПВХ, но и полиэтилен получит защиту путем введения индикативных цен. Что имеется в виду?
Существуют индикативы, по которым заключаются все контракты. Они публикуются в специальных журналах, бюллетенях, где в зависимости от цен на нефть публикуются цены на нефтехимические продукты в разных странах. При заключении контрактов все ориентируются на эти цены. Мы считаем, что если бы все, и таможня в том числе, ориентировались на эти цены, то в Украине не было бы так называемого “серого” полиэтилена. Это типичная схема. Например, я украинский покупатель. У меня, помимо этой фирмы, есть еще одна. Я покупаю у того же TVK полиэтилен по $1000, мой оффшор продает моему же предприятию продукцию по $800. Эта схема есть, она работает, а украинский бюджет теряет деньги. Мы хотим, чтобы все были в равных условиях. Поэтому предложили Минэкономики и Миндоходов и сборов, чтобы они обратили внимание на то, по каким ценам завозится полиэтилен в Украину. Для вынесения решения по индикативам не требуется одобрение Верховной Рады или коллегиальное согласие правительства, поэтому оно может быть внедрено быстро.
Допустим, полиэтилен вы будете выпускать почти наполовину меньше от мощности. Но украинский рынок также не сможет поглотить и объемы “Карпатнефтехима” по ПВХ. В этом случае тоже будете работать на сниженной загрузке?
Да, пока ПВХ будем производить столько, чтобы удовлетворить украинского потребителя. Думаю, что речь идет о выпуске до 10 тыс. т в месяц. Сейчас приближается зима, а это не сезон для данной продукции. Поэтому зимний период будем работать на заниженных позициях, а позже изучим рынок, наладим отношения с покупателями, весной, когда начнется производство изделий из ПВХ, полагаю, объемы его производства могут быть увеличены, если позволит спрос. У нас имеется достаточно складов для хранения продуктов. Главное – не останавливаться в период спада спроса. Но может случиться, что рынок совсем будет плох, мы не исключаем, что снова придется остановить производство. В последнее время мы замечаем устойчивую тенденцию по снижению потребления ПВХ в Украине. Это вызвано стагнацией экономики.
Чтобы вновь пустить производство потребуются существенные вливания?
Естественно, компания идет на большие затраты. Затраты даже на простой завода не меньше, чем при работающем заводе. При простое часть людей работает на неполном рабочем графике, люди получают тарифную часть зарплаты. Когда работаешь – потребляешь энергоресурсы, услуги сторонних организаций, набираешь больше людей. Каждая остановка и каждый пуск для нас – это миллион долларов, поэтому для нас остановки не желательны. И очень хотелось бы, чтобы Кабинет министров активизировал свою работу по выполнению обязательств меморандума. А то получается, что мы все свои обязательства выполним, а со стороны правительства еще ряд обязательств останутся не реализованными.
Какие пункты меморандума еще не выполнены Кабмином?
Не завершено антидемпинговое расследование по ПВХ не принят закон об отмене акцизов и НДС на ввозимое нами сырье, не предоставлены скидки на железнодорожные перевозки. По электричеству мы, как и все предприятия, хотим получать приемлемую цену. Есть постановление, которое утверждает, если у тебя затраты на электроэнергию превышают 30% и ты потребляешь 600 кВт электроэнергии в месяц, ты можешь получить скидку. На “Карпатнефтехиме” затраты на электроэнергию в себестоимости продукции составляют 28%, ее потребление – 550 кВт в месяц. Получается, что считанные проценты не дотягиваем. Но есть такой момент. У нас выпуск каустика и хлора – это прямая переработка электроэнергии путем электролиза. Отдельно хлорное производство удовлетворяет требованиям постановления, поэтому мы отправили в правительство заявку на получение этой преференции. Тем не менее, все эти меры поддержат экономику предприятия, но они все же являются косметическими.
Что в таком случае главное?
Кардинальной для нас является поддержка отношений с Россией. Нас интересует полноценное соглашение о зоне свободной торговли с Россией или, по крайней мере, включение в перечень свободной торговли нефтепродуктов для производства этилена в Украине. Со стороны украинского правительства прозвучит инициатива включить нефтепродукты, необходимые для выпуска этилена, в перечень товаров, торговля по которым будет свободной в 2014 г. Если это будет принято, для нас ситуация изменится кардинально. Завод сразу же начнет генерировать прибыль. Парадокс состоит в том, что необходимое нам сырье – дизельное топливо, прямогонные бензины и сжиженный газ – облагаются экспортной пошлиной в России при поставках в Украину. Мы подчеркиваем, что не надо освобождать от пошлины все нефтепродукты, а именно те, которые поступают к нам для производства этилена
Поэтому принято решение работать на венгерском этилене?
Это не просто венгерский этилен, а этилен, произведенный в Венгрии из нефтепродуктов нашей компании. Проще с нашего болгарского завода поставить сырье в Венгрию и произвести там этилен, чем получать сырье из России, а этилен в Калуше. Это коллапс. Поэтому правительству надо работать над этим. И я рад, что у премьера Николая Азарова и вице-премьера Юрия Бойко есть понимание этой необходимости. Соответственно, цена на закупаемый нами газ сразу уменьшится при отмене пошлин. Это существенно улучшит экономику завода.
Есть ли возможность переключиться на отечественные поставки сжиженного газа?
Согласно украинскому законодательству, мы не имеем права это делать – газ собственной добычи идет только населению. Кроме того, в Украине не производится необходимое нам количество сжиженного газа. Предприятию необходимо 30-35 тыс. т в месяц, за год – почти 0,5 млн. т, такого объема в Украине нет. Причем мы готовы брать не только сжиженный газ, но другие бутановые фракции. Но они, к сожалению, производятся только в России, в Сибири. Это невозможно далекие расстояния, более 2 тыс. км.
Обоснованы ли слухи о предстоящей продаже “Карпатнефтехима”?
Может быть, мы и готовы были бы его продать, если бы были интересные предложения. Но на сегодняшний момент завод ежемесячно генерирует миллионы убытков. Поэтому покупать завод – сначала потратиться на его приобретение, а потом на ежемесячное его содержание – вряд ли интересная затея. Поэтому и должны заработать все механизмы поддержки, о которых мы говорили. Без них прибыльным предприятие не сделаешь. Думаю, нет таких людей, которые готовы выбросить такие деньги. И надеяться, что в далекой перспективе эти деньги начнут возвращаться. Инвесторов, к сожалению, нет. Поэтому мы даже не рассматриваем такой вопрос, потому что это нереально. Надо сначала добиться, чтобы завод работал прибыльно, чтобы акционеры получали дивиденды, а потом думать о совместном предприятии, долевом участии. В Европе, например, все ищут покупателей на свои нефтехимические активы. В Украине продать такой актив пока нереально. (Экономические известия/Химия Украины, СНГ, мира)