Глава МИД Израиля и сопредседатель российско-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Авигдор Либерман сообщил, что “Газпром” уступил потенциальные проекты на шельфе Средиземного моря «НОВАТЭКу». По его словам, ближневосточный бассейн отдается этой компании “по внутренней договоренности”. Речь идет об участии в прокладке по дну моря трубопровода на Кипр, по которому газ Израиля будет экспортироваться в Европу, или о строительстве мощностей по сжижению газа. При этом Либерман заверил, что Израилю все равно, с кем работать: “Главное, чтобы партнеры были адекватны и эффективны”. Он уточнил, что еще одна тема, которая обсуждается в рамках комиссии, это поставка российской нефти и развитие альтернативных источников энергии, но до конкретных шагов не дошло, а решения будут приняты до конца 2014 г.
Запасы газа на израильском шельфе оцениваются в 0,9-1,4 трлн. куб. м, из которых по закону на экспорт может быть направлено не более 40%. Основные три месторождения – Левиафан, Тамар и Далит (около 450 млрд., 200 млрд. и 20 млрд. куб. м соответственно). Добыча на Тамаре началась в марте, на Левиафане должна начаться в 2016 г. Потребление газа Израилем составляет около 7 млрд. куб. м/год, но только на Тамаре будет производиться около 15 млрд. куб. м. Поэтому разрабатывающий месторождение консорциум (американская Noble Energy, Delek Group, Avner Oil Exploration, Isramco Negev и Dor Gas) планировал поставлять по трубопроводу 11 млрд. куб. м на внутренний рынок, еще 4 млрд. куб. м – на сжижение, для чего была создана Levant LNG.
Изначально “Газпром” вел переговоры о покупке доли в разработке Левиафана, но они не увенчались успехом, 30% выкупила австралийская Woodside Petroleum. В феврале монополия через свою структуру Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG подписала основные условия соглашения с Levant LNG Marketing Corporation по эксклюзивному отбору СПГ с Тамаром. Стороны собирались вести переговоры в течение 6 месяцев, в случае успеха должно было быть подписано соглашение, по которому “Газпром” в течение 20 лет получал бы 3 млн. т СПГ в год. Но спустя 3 недели Минэнерго Израиля заявило, что необходимо запретить продавать газ с Тамара иностранным компаниям, так как топливо должно идти на внутренний рынок.
Официально в российских компаниях ситуацию не комментируют. Но источники, близкие к ним, уверяют, что ни о каком разделе регионов работы речи не идет. “Газпром” по-прежнему интересуется добычей и сжижением на израильском шельфе и не собирается отказываться от участия в проектах, если будет такая возможность. Собеседники добавляют, что основным условием участия любой из российских компаний является наличие мажоритарного партнера из числа крупнейших мировых нефтегазовых компаний.
Как считает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности, вариант разделения рынков между «НОВАТЭКом» и “Газпромом” действительно может быть применен в отношении Израиля. Он пояснил, что у Турции – стратегического партнера монополии и одного из крупнейших рынков сбыта – территориальные разногласия с Кипром, любой проект, касающийся этой страны, например газопровод по спорным территориям, может негативно сказаться на отношениях “Газпрома” с Анкарой. Здесь “Газпром” будет готов уступить свое место, считает Гривач, но не откажется от чисто израильских проектов, таких как разработка Тамара и Левиафана. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)