Химия Украины и мира

Россия: нефтехимическая отрасль не готова к повышению пошлины на экспорт темных нефтепродуктов

Вопрос об отсрочке введения повышенной пошлины на экспорт темных нефтепродуктов окончательно не решен. Нефтяники предупреждают о тяжелых последствиях.

Правительство обещало до осени проанализировать вопрос о введении с 2015 г. 100%-ного коэффициента к ставке экспортной пошлины на темные нефтепродукты. В отрасли уверяют, что, несмотря на обещания нефтяников выполнить в срок соглашения по модернизации, завершить работы вовремя вряд ли удастся. Если в 2015 г. им придется платить 100%-ную пошлину на нефтепродукты, это может привезти к дефициту топлива на рынке или его резкому удорожанию. Для нефтехимии это будет означать существенное сокращение предложения нафты, сжиженных газов НПЗ и непредельных газов каталитического крекинга. Однако, скорее всего, правительство откажется от своих планов и перенесет рост налоговой нагрузки. Окончательного “да” или “нет” правительство не сказало.

Еще в мае вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство проанализирует предложения об изменении системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты “90-60-66” и представит их осенью. Окончательное решение о введении 100%-ого коэффициента ставки пошлины на темные нефтепродукты с 2015 г. еще не принято. “Я думаю, что пока преждевременно принимать решение про 2015 г., спешки нет, мы можем спокойно анализировать ситуацию”, – говорил Аркадий Дворкович. Вице-премьер пояснял, что правительство с одной стороны стремится сохранить стимулы для нефтяных компаний по повышению глубины переработки нефти, с другой – сделать так, чтобы изменение пошлин не привело к сокращению поставок топлива на внутренний рынок. “При модернизации НПЗ у нефтяных компаний будет расти экспортный потенциал, им необходимо услышать четкую позицию правительства о планах по изменению экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты”, – подчеркивал он.  Источники в правительстве объяснили, что у них существует опасения “увеличения экспорта темных нефтепродуктов”. “Поэтому торопиться сейчас с решением смысла нет”, – отмечает источник. Тем не менее, по словам собеседника, правительство все-таки склоняется “отменить 100% пошлину, но пока не надо об этом объявлять”. “Иначе нефтяники расслабятся, никакую модернизацию проводить не будут”, – опасается источник. В Минэнерго заявили, что “планы по увеличению пошлины на темные нефтепродукты сохраняются”. Министр энергетики Александр Новак в конце октября сказал, что анализ целесообразности выравнивания экспортных пошлин на нефть и темные нефтепродукты будет сделан в I квартале 2014 г. При этом, по оценке Минфина, приравнивание с 1 января 2015 г. ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты к пошлине на нефть даст в 2015 г. 255,5 млрд. руб., в 2016 г. – 229,3 млрд. руб. Источники в ведомстве говорят, что оно “выступает резко против предложений об отмене 100% пошлины”.

Четырехсторонние соглашения по модернизации были заключены ведущими нефтегазовыми компаниями в июне 2011 г. Эта была идея профильного вице-премьера Игоря Сечина. Компании тогда пообещали модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 г.), а с 2015 г. обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок. В октябре того года была введена новая налоговая система для отрасли – “90-66-60”, которая закладывала в экспортную пошлину на нефть коэффициент 0,60 от цены мониторинга и унифицировала вывозную пошлину на все нефтепродукты до 66%.

По словам аналитика Reuters Максима Назарова, сейчас темные нефтепродукты составляют почти 30% от количества всех производимых продуктов. Из этого 70% уходит на экспорт. По словам Максима Назарова, подавляющее большинство компаний вряд ли успеет модернизировать НПЗ к 2015 г. “Прежде всего компании занимаются строительством установок изомеризации. Строительство гидрокеркинга – это следующий этап. Строить эти установки параллельно практически нереально – слишком большие инвестиции”, – считает Максим Назаров. Аналитик ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков подтверждает – отрасль к переходу на 100%-ный коэффициент ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты не готова. Переноса сроков модернизации у правительства попросили “Роснефть” и “Суругнефтегаз”. “Большинство процессов модернизации в лучшем случае будут завершены к 2020 г.”, – говорит Виталий Крюков. При этом, по его словам, введение 100%-ной пошлины на темные нефтепродукты резко снизит рентабельность нефтепереработки и может повлиять на нефтехимический бизнес. “Нефтехимические компании закупают сырье из продуктов нефтепереработки. Сворачивание этого бизнеса может лишить их сырьевой базы”, – полагает эксперт.

Немногие компании приступили к реальному строительству установок деструктивных процессов. Последние 2 года срок ввода в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга переносит “Сургутнефтегаз”. Установки гидрокрекинга появились на Уфимском НПЗ “Башнефти”, “ТАНЕКО” в Татарстане. К 2014 г. установку гидрокрекинга рассчитывает ввести на Хабаровском НПЗ НК “Альянс”. Наилучшая ситуация с переработкой мазута на заводах “Башнефти”, следом идут “Газпром нефть” и “ЛУКойл”, а хуже всего дела обстоят у “Роснефти” и “Сургутнефтегаза”, говорит Максим Назаров. Источник в “ЛУКойле” отмечает, что при введении 100%-ого коэффициента вывозной пошлины “заводы с высокой долей темных нефтепродуктов (больше 50%) и маржой переработки ниже $7 окажутся нерентабельными и могут быть закрыты”. “Прежде всего это коснется мини-НПЗ, потом настанет очередь крупных заводов”, – говорит менеджер нефтекомпании. В отрасли предупреждают, что если 100%-ный коэффициент ставки пошлины на темные нефтепродукты все-таки будет введен в 2015 г., то “для рынка это будет очень чувствительно”. “Возникнет дефицит бензина, что приведет к его импорту в размере свыше 10 млн. т/год. А это более 30% внутреннего спроса. Неизбежно вырастут розничные цены”, – делится опасениями топ-менеджер другой крупной компании. По оценкам нефтепереработчиков, из-за 100%-ной пошлины загрузка заводов может упасть на 20-60% по сравнению с сегодняшним уровнем. Максим Назаров согласен: при введении повышенной ставки компаниям придется либо повышать стоимость топливных нефтепродуктов для компенсации потерь, что вряд ли возможно по политическим причинам, либо сложится ситуация дефицита. “Поэтому вряд ли правительство пойдет на такие риски, скорее всего, сроки введения коэффициента будут перенесены”, – считает эксперт. В одной из нефтяных компаний сообщили, что “уже предупредили об этом правительство”. “Придется резко снижать нагрузку, станет выгоднее экспортировать сырую нефть, которая раньше перерабатывалась”, – поясняет собеседник.

На рынке надеются, что консолидированная позиция нефтяников позволит пролоббировать перенос изменений на 2-3 года. “Такая же ситуация в свое время была с экологическими стандартами, когда переход на Евро-2 откладывался 2 года подряд, потому что отрасль была не готова, теперь, скорее всего, история повторится”, – прогнозирует Максим Назаров. Источники в нефтегазовых компаниях считают, что активно лоббировать перенос срока введения пошлины будет “Роснефть”. Начаты предварительные консультации с правительством. (rupecu/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version