Основатель и президент Национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев 8 лет изучает рынок биотоплива. Теперь его опыт может оказаться востребованным чиновниками Минсельхоза, которые принялись за разработку закона, призванного ввести правила игры на этом пока несуществующем рынке. По задумке чиновников, к 2020 г. в России топливо, произведенное из сельхозкультур, должно увеличить долю на рынке с нуля до 8%, или 6-6,5 млн. т. Препятствием на пути развития нового продукта может стать нерешенный вопрос с акцизами, которыми в России облагается биоэтанол.
Минсельхоз разработал проект Федерального закона “О развитии производства и потреблении биологических видов топлива”, сообщило ведомство на Едином портале раскрытия информации. Его цель – создать правовую основу для единой государственной политики в сфере развития возделывания биомассы, развития в стране промышленного производства и широкого применения биотоплива в различных отраслях народного хозяйства, прежде всего в сельском хозяйстве и на транспорте, пояснил представитель министерства. Комплексная программа развития биотехнологий в России до 2020 г., принятая в 2012 г., ставит задачу довести долю биотоплива до 10% от общего объема рынка моторного топлива, производимого в стране. Основой для производства биотоплива могут стать все органические отходы и вторичные сырьевые ресурсы, содержащие природные полисахара (крахмал или целлюлозу). По оценке Минсельхоза, Россия может производить не менее 10-15% биотоплива от объема производимых автомобильных бензинов из отходов глубокой переработки зерна, возделываемых биоэнергетических культур.
Сейчас в России нет проектов по производству биотоплива, хотя за последние несколько лет их довольно активно анонсировали. В мире производится около 70 млн. т битоплива, 40 млн. из них – в США, 20 млн. т – в Бразилии. По словам Аблаева, производство биотоплива сдерживается рядом причин. Во-первых, стереотип, что зерна в стране не хватает. “Много говорят о том, что зерно надо использовать только для приготовления продуктов питания и ни в коем случае для производства топлива, – говорит Аблаев. – Но мы ратуем за глубокую переработку, зерно разделяется на компоненты: протеин и клейковина используются для производства продуктов питания и комбикормов, крахмал зерна – для производства лизина или биотоплива”. Производство биотоплива – это дополнительный рынок сбыта для сельхозпроизводителей в случае большого урожая, подчеркивает эксперт.
При этом производство биодизеля в России нерентабельно. Экономически выгодно заниматься производством биоэтанола. Первый вид топлива производится из масличных культур (подсолнечник, соя, рапс), второй – из кукурузы, пшеницы и сахарного тростника (или, как в случае с Россией, из сахарной свеклы). Но существует проблема: биоэтанол подпадает под действие акциза, которым облагается спирт, что лишает смысла инвестировать в эти проекты, говорит Аблаев. В 2013 г. литр спирта облагается акцизом в 59 руб. Эксперт считает, что если снять этот акциз, то производство станет рентабельным, частный бизнес будет заинтересован инвестировать в новую отрасль. Эти же слова подтверждает один из инвесторов, который анонсировал проект строительства завода для выпуска биотоплива, но дальше слов не пошел.
Представитель Росалкогольрегулирования (РАР) заявил, что об акцизной составляющей можно говорить только после того, как будет готов пилотный проект по производству биоэтанола. “Пустить такой проект без гарантий регулятора весьма рискованно, – отмечает источник, знакомый с ситуацией. – Стоимость пуска биотопливных заводов колеблется от $100 млн. до $200 млн. Возможно, РАР опасается, что биотопливо превратится в “товар двойного назначения” наподобие стеклоомывателей и медицинских спиртовых настоев”. “В Беларуси, Казахстане и Украине производство биоэтанола имеет законодательную базу и акцизами не облагается, мы не слышали, чтобы местное население спивалось биоэтанолом”, – парирует Аблаев. К тому же есть ряд механизмов, позволяющих избежать нецелевого использования этого товара. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)