В Амурской области может быть построен нефтеперерабатывающий завод, чьи проектные показатели сравнимы с действующими на Дальнем Востоке НПЗ “Альянса” и “Роснефти”. Инвестором выступает компания, на 90% контролируемая предприятием из Китая, куда планируется поставлять большую часть продукции НПЗ. Эксперты говорят, что новый завод в ДФО сможет стать серьезным конкурентом для работающих в регионе, однако проект стоит рассматривать скорее как “экспортный вариант”.
На территории Амурской области планируется строительство комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов в Китай, инвестором выступает ООО “Амурская энергетическая компания”. Сообщение об этом появилось на сайте облправительства. По данным властей, проект включает комплекс по переработке до 6 млн. т сырья в год и продуктопровод для перекачки нефтепродуктов в Китай по маршруту Березовка – Верхний Аргун через госграницу. Планируется, что к 2016 г. НПЗ будет вырабатывать дизтопливо, бензины евростандарта, керосин, сжиженный газ, гудрон и, при необходимости, авиакеросин и битум. В зависимости от спроса на внутренний рынок планируется поставлять 1-3 млн. т нефтепродуктов. Представить проектно-сметную документацию на госэкспертизу планируется в 2014 г. Связаться с инвестором проекта не удалось. По данным Kartoteka.ru, 90% уставного капитала “Амурской энергетической компании” в 150 млн. руб. контролируется предприятием из Китая. 40% принадлежат акционерной компании с ограниченной ответственностью источника энергии “Мэн Лань Син Хэ” (Хэйхэ) напрямую, еще 50% – через российское ООО “Амур-Нефтехим”. 10% капитала владеет московское ЗАО “ИнтерРусОйл”.
Представители “Альянса”, одной из двух доминирующих на Дальнем Востоке компаний, заверяют, что строительство нового НПЗ не угрожает их бизнесу. “В 2014 г. мы начнем поставки на рынок дизельного топлива класса Евро-5. Затем завершим реконструкцию КНПЗ. Потребность Дальнего Востока будет закрыта”, – сказал пресс-секретарь НК “Альянс” Андрей Румянцев. Компания, по его словам, сама присматривается к китайскому рынку, в частности, в ближайшее время в соседнем с Хабаровском городе Фуюань появится ТЗК в строящемся международном аэропорту и сеть АЗС.
Источники на региональном топливном рынке не сомневаются, что НПЗ – это “экспортный вариант”. “Собственно, зачем строить завод со сроком окупаемости 15 лет, если только не под китайцев? За эти же деньги в России можно купить добычу”, – говорит собеседник в нефтяной отрасли.
Учитывая, что мощность Хабаровского НПЗ составляет 4,35 млн. т, а Комсомольского НПЗ – 8 млн. т, новый завод может потенциально стать существенным игроком на региональном топливном рынке, считает содиректор аналитического отдела “Инвесткафе” Григорий Бирг. Объемы поставок топлива на экспорт будут в первую очередь зависеть от ситуации с обеспечением Дальнего Востока топливом и уровня цен, полагает аналитик. Однако предприятие может столкнуться с проблемами по обеспечению сырьем, как и другие, уже функционирующие НПЗ, которые рассчитывают на скорейшее присоединение их к ВСТО, отмечает Григорий Бирг.
Ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов говорит, что заявленные объемы производства Амурского НПЗ могут сделать его конкурентом заводов в Сибири, снабжающих Забайкалье и Дальний Восток. “Источники поставок нефти не называются, но очевидно, что это будут российские компании, причем не обязательно только ВИНКи. В дальнейшем не исключено, что на НПЗ будет перерабатываться нефть, которая будет добываться в Амурской области. В начале 2014 г. в области начнутся работы по поиску нефти в Зейско-Буреинской впадине, на что области выделены Роснедрами 570 млн. руб. Если прогнозы о наличии нефти подтвердятся и промышленная добыча будет оправдана, то не исключено, что она может стать сырьем для НПЗ”, – добавляет эксперт. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)