Химия Украины и мира

Украина: фармацевтический рынок, III квартал 2013 года

Упаковка в минусе

Фармацевтические компании, работающие на рынке Украины, отмечают нехарактерное сокращение продаж лекарств в упаковках по итогам III квартала. В среднем по рынку падение составило 4-5% к III кварталу 2012 г. “Этот квартал всегда отличался низкими показателями по сравнению с остальными периодами ввиду сезонности. Но последние несколько лет падения не наблюдалось”, – отметил коммерческий директор БХФЗ Евгений Сова. По данным консалтинговой компании “Агентство медицинского маркетинга”, за 9 месяцев в аптеках было продано 1,5 млрд. упаковок на более чем 23 млрд. грн., или на 15% больше, чем за аналогичный период 2012 г. Снижение продаж начало наблюдаться в мае. В I квартале, по данным консалтингового агентства Proxima Research, розничные продажи лекарств выросли в упаковках на 10,3%, в денежном выражении – на 23,4%. Во II квартале продажи резко снизились – в денежном выражении рост составил 8%, при этом в натуральном выражении лекарств было продано на 3% меньше. “Если снижение продаж во II квартале более или менее понятно – потребитель использовал запасы лекарств, которые он приобрел в начале года с учетом рисков запрета импорта препаратов, то падение продаж в упаковках в III квартале было для рынка неожиданностью”, – отмечает топ-менеджер в одной из отечественных фармкомпаний.

Тревожные симптомы

Основными причинами, влияющими на снижение темпов роста рынка лекарственных средств, являются общая экономическая ситуация и регуляторная политика. По данным Госслужбы статистики, средняя зарплата украинцев к концу августа выросла за последние 12 месяцев на 7,5%. “По итогам 8 месяцев дефляция составила 0,4%. Впрочем, доходы населения выросли незначительно. При ухудшении экономической ситуации в стране потребитель сокращает расходы”, – отмечает директор консалтинговой компании “Агентство медицинского маркетинга” Юрий Чертков. Он добавляет, что на снижение темпов роста рынка также повлияло то, что правительство расширило список препаратов, на которые вводится ограничение максимальной розничной наценки.

Также правительство ввело с февраля обязательную GMP (Good Manufacturing Practice) сертификацию для импортных лекарств. На начало марта под запретом оказалось 14% (более 1,3 тыс.) от всех лекарств зарубежных производителей, зарегистрированных в Украине. “С рынка ушли достаточно востребованные препараты. Инертность потребления не обеспечивает быстрого замещения освободившихся ниш”, – говорится в одном из отчетов apteka.ua.

Директор департамента внешних связей холдинга Stada CIS Иван Глушков отмечает, что эффект снижения объема рынка в упаковках имеет 2 драйвера – повышение цены и переключение потребителя на более эффективные препараты. “Возможно, то, что мы видим сейчас, – признаки достижения предела платежеспособного спроса. С уверенностью об этом сказать можно будет только через 6-9 месяцев”, – отмечает Глушков. Стоит отметить, что в последние несколько лет аптечный рынок в упаковках практически не растет, при этом в деньгах он в среднем увеличивает на 15%. По итогам I полугодия, по данным исследовательской компании “Бизнес-Кредит”, средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарств выросла на 11,5%. По данным Proxima Research, в последние годы наметилась тенденция к увеличению потребления дорогостоящих лекарственных средств. На высокостоимостные препараты приходится более половины выручки аптечных учреждений, но в натуральном выражении этот сегмент составляет лишь 13% общего объема продаж.

Более эффективные препараты дороже, но при этом для достижения необходимого эффекта количества упаковок нужно меньше, отмечает Глушков. По данным Stada CIS, в Украине до 40% рынка в упаковках занимают так называемые “традиционные препараты”. Например, активированный уголь. Этот препарат нигде в мире больше не используется, кроме стран постсоветского пространства. В Украине же он входит в топ-10 продаж препаратов в упаковках. “Это связано с тем, что к этому лекарству привыкло старшее поколение. И таких препаратов достаточно много. Со сменой поколений меняются постепенно и привычки потребления. Поколение, которое родилось 20-30 лет назад, не имеет тех привычек потребления, которые были у людей в середине прошлого века”, – добавляет Глушков.

Ожидание неожиданного

По итогам 2013 г. участники рынка ожидают рост продаж лекарств в денежном выражении не боле 15%. “Этого можно достичь за счет положительных продаж IV квартала. В этом квартале наблюдается заболевание острых респираторных вирусных инфекций, повышается спрос на лекарства. Некоторые игроки за счет этого повышают на них цену”, – отмечает Сова. По прогнозам Глушкова, рост рынка в денежном выражении составит 10% (в евро), а в упаковках останется на уровне 2012 г. “Также отечественные компании укрепят позиции на фармацевтическом рынке. С начала года их доля в общих продажах в деньгах и упаковках выросла на примерно 1,5 п. п.”, – отмечают в БХФЗ. По итогам 2012 г., по данным Proxima Research, на долю продаж отечественных препаратов пришлось 65% в натуральном выражении и 31% в денежном. “Таких показателей удалось достичь благодаря инициативам МОЗ и Гослекслужбы”, – отмечает Сова.

По данным “Агентства медицинского маркетинга”, отечественная компания “Фармак” сохранит лидерство за счет 3 составляющих – они научились продавать инновационные брэнды и более дорогие препараты с помощью агрессивного маркетинга. “Берлин Химии” показала рост за счет инфляционной составляющей. В портфеле у компании много препаратов, генерирующих выручку, на которые можно незначительно повысить цены при стабильном уровне маркетинга. Takeda выросла за счет удачного маркетинга рецептурных препаратов. А “Дарница” успешно продавала более дорогие позиции, при этом компании удалось увеличить долю в общем объеме таких препаратов, как Цитрамон. Значительных изменений участники рынка не ожидают. “В Украине наблюдается ситуация, когда врач назначает пациенту больше препаратов, чем ему необходимо (вспомогательных, не обязательных)”, – отмечает Сова. По его словам, это связано с тем, что в Украине не приняты стандарты лечения и отсутствует страховая медицина. “Если с рынка пропадет около 20-30% упаковок некоторых препаратов (аналогичных), пациент от этого не пострадает”, – добавляет он. Чертков добавляет, что пока население платит за лекарства из своего кармана, ситуация кардинально не изменится.

Крупнейшие украинские фармпроизводители

Компания Выручка за январь-август 2013 г., млн. $ Изм. к январю-августу 2012 г., %
«Фармак» 81,21 -5,92
Berlin-Chemie/Menarini Group 75,49 2,61
Nycomed/Takeda 64,56 -0,71
«Дарница» 61,6 12,03
Sanofi-Aventis 54,65 -4,14
«Артемиум» 48,76 -1,83
Servier 46,67 -3,65
KRKA 38,8 2,05
GlaxoSmithKline 35,64 2,54
Solvay Pharma 35,31 8,07

Источник: исследовательская компания «Бизнес-Кредит».

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ТОП-10 фармкомпаний

Компания Цена за январь-август, $ Изм. к январю-августу 2012 г., %
«Фармак» 1,91 8,42
Berlin-Chemie/Menarini Group 4,72 12,02
Nycomed/Takeda 9,9 2,15
«Дарница» 0,8 13,05
Sanofi-Aventis 8,16 -3
«Артемиум» 2,02 30,47
Servier 11,98 5,44
KRKA 5,44 8,79
GlaxoSmithKline 7,72 7,45
Solvay Pharma 15,19 9,29

Источник: исследовательская компания «Бизнес-Кредит». (РБК-Украина. Исследования рынков/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version