Уральские заводы активно отказываются от инвестиций в производство газов, необходимых для обеспечения технологических процессов. Результат – бурный рост аутсорсинга в сегменте.
В начале 2014 г. на Нижнетагильском металлургическом комбинате (входит в “Евраз”) и химзаводе “ГалоПолимер Пермь” планируется пустить новые установки производства технических газов, построенные на средства крупных мировых игроков этого рынка. На очереди – несколько промпредприятий в Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях и Республике Башкортостан. За крупные контракты игроки рынка технических газов ведут борьбу. Воевать есть за что.
Технические газы – критически важная составляющая технологического процесса в металлургии, химии и нефте-химии, в большинстве случаев прекращение их поставки приводит к остановке производства. До последнего времени крупные предприятия региона, как правило, самостоятельно производили необходимые им техгазы (кислород, азот, водород, сжатый воздух). Теперь, следуя общемировой тенденции, они передают эти функции на сторону, заключая долгосрочные контракты на реализацию так называемых on-site supply (OSS) проектов. По ним поставщик газов получает право не только эксплуатировать имеющуюся на территории промпредприятия воздухоразделительную установку (ВРУ), но и построить вместо нее собственную. Заказчик обеспечивает его землей, инженерной инфраструктурой, не претендует на право владения, но обязуется закупать определенный объем техгазов по схеме take-or-pay (бери или плати). По сути, это глубокий промышленный аутсорсинг.
На территории Большого Урала действует 2 производства техгазов on-site: на Северском трубном (СТЗ, входит в ТМК) и Первоуральском новотрубном (входит в ЧТПЗ) заводах. Обе установки, полностью обеспечивающие потребности трубников в техгазе, спроектированы, построены и пущены компанией “Криогенмаш” (Москва) 5 лет назад. По словам главного энергетика «Трубной металлургической компании» Владимира Дворкина, опыт такого сотрудничества на СТЗ оказался позитивным: “Поэтому в 2014 г. ТМК планирует ввести аутсорсинг технических газов и на Тагмете, где пущена в эксплуатацию дуговая сталеплавильная печь”. Инвестором также выступит “Криогенмаш”.
В 2014 г. ожидается волна пусков ВРУ в рамках on-site проектов. Первый – на промышленной площадке “ГалоПолимера” в Перми (выпускает фторопласты). Здесь взамен старых мощностей готовят к пуску азотную станцию на 500 куб. м газа в час (азот используется в работе криогенной техники). Инвестором, взяв поставки техгаза на аутсорсинг, выступила компания Linde Gaz Rus. Объем вложений не оглашается. Аутсорсером второго проекта, для Нижнетагильского металлургического комбината, выступила Praxair. В конце 2010 г. в рамках долгосрочного контракта она взяла на себя функции обеспечения НТМК промышленными газами и обязалась построить на его территории воздухоразделительное производство взамен старого, чтобы поставлять на комбинат более 3 тыс. т/сут. кислорода, азота и аргона. Кроме того, здесь должны быть построены 2 резервуара для хранения жидких криогенных продуктов объемом 1,5 тыс. куб. м каждый, чтобы обеспечить бесперебойную работу комбината в случае остановки ВРУ.
Спрос на OSS на Урале будет расти, утверждают производители техгазов. Идет активная тендерная борьба лидеров рынка за реализацию 2 новых проектов: на металлургических производствах в Челябинске и Новотроицке. “Есть интерес к этому направлению и среди нефтехимиков Башкортостана, и у производителей стройматериалов в Тюменской области”, – добавляет директор по стратегическим проектам Air Liquide в России Дмитрий Кузнецов.
Задача внешних поставщиков техгазов понятна: за счет крупных on-site проектов они могут резко увеличить долю на растущем рынке, получить стабильный сбыт (сроки контрактов – от 15 до 20 лет). В чем интерес промышленников? Причин, по которым промышленники готовы отдавать производство техгазов на аутсорсинг, несколько. Основными уральские производители называют возможность существенно снизить энергозатраты на непрофильные виды деятельности (для НТМК, в частности, они должны сократиться более чем на 30%) и сконцентрировать силы на развитии основного бизнеса.
Криогенщики полагают, что проблема глубже. Первая предпосылка для активного развития направления OSS – необходимость модернизации огромного парка устаревших мощностей по производству техгазов на промпредприятиях. “В России сложилась ситуация, когда основное кислородное оборудование (около 80%) давно работает в закритичной области: за 20 лет оно выработало нормативный ресурс, но продолжает эксплуатироваться”, – поясняет главный технолог компании “Кислородмонтаж” Владимир Васюк. По оценкам производителей оборудования, около 70% технических газов в стране производится на установках старше 30-40 лет, которые потребляют в 2-3 раза больше электроэнергии, чем современные ВРУ. Вторая предпосылка – промышленники и в первую очередь металлурги весьма ограничены в средствах. А новое производство требует значительных инвестиций (чаще всего от EUR100 млн.), срок окупаемости которых достаточно долог. В результате перед акционерами металлургических и химических компаний встает вопрос – вкладывать средства в обновление непрофильного производства с непонятным сроком окупаемости или направить их на развитие основного бизнеса.
«Передача снабжения промышленными газами на аутсорсинг позволяет не только сокращать собственные затраты на поддержание и ремонт основных фондов, но и повышать надежность обеспечения профильных предприятий промышленными газами за счет использования нового современного производства без дополнительных инвестиций с их стороны, – соглашается управляющий директор «Сибура» Василий Номоконов.
На предприятиях нефтехимического холдинга реализуются сразу 3 on-site проекта: на “Воронежсинтезкаучуке” (инвестор – компания Air Products), “Сибур-Нефтехиме” (Linde Gas) и “Томскнефтехиме” (“Криогенмаш”). По проекту в Воронеже положительный экономический эффект компания уже ощутила. Но Василий Номоконов утверждает, что даже при нулевом эффекте подобные проекты выгодны: “Аутсорсинг несет и много непрямых эффектов, большая часть которых связана с надежностью обеспечения газами и возможностью сконцентрировать ресурсы на профильной деятельности”. Поэтому «Сибур» рассматривает возможность реализации подобных проектов и на других площадках.
Поставщики промышленных газов уверены в перспективах рынка. Стремиться есть куда: практика on-site проектов в сфере техгазов для крупной промышленности по всему миру развивается почти 30 лет. По оценкам производителей оборудования для ВРУ, в мировом масштабе на OSS приходится около 30% поставок технических газов (общая емкость рынка – свыше EUR50 млрд.), остальное примерно поровну делится между доставкой техгазов в жидком виде цистернами (по железным и автомобильным дорогам) и в баллонах. Наибольшую популярность аутсорсинг получил в Северной Америке (в 2012 г. на него приходилось около 90% потребления техгазов) и Западной Европе (80%).
В России, промышленность которой начала переходить на новую схему лишь 10 лет назад, пропорция пока принципиально иная: 2/3 суммарного потребления техгазов производственники закрывают сами и только 1/3 отдана на аутсорсинг, в том числе в рамках OSS. Сегодня пущенных и находящиеся на разных стадиях реализации (от подписания соглашения до проектирования и монтажа) проектов около 30. С подачи разработчиков и производителей оборудования (на российском рынке представлены все лидеры мирового рынка поставок техгазов для промышленности – Linde, Air Liquide, Praxair и Air Products) в процесс втянулись не только металлурги и нефтехимики, но и стекольщики с цементниками.
«По некоторым оценкам, в ближайшие 3-5 лет до двух третей воздухоразделительного оборудования на российском рынке будет не продаваться, а поставляться по принципу on-site», – прогнозируют на “Криогенмаше”. Криогенщиков обнадеживает то, что контракты на OSS не переставали заключать даже в кризисный 2009 г. Хотя часть из них все-таки потеряла актуальность, как это случилось с планами внедрить новую установку разделения воздуха на площадке Златоустовского металлургического завода (с 2009 г. он находится в предбанкротном состоянии). Тем не менее, общий объем вложенных и только заявленных инвестиций в on-site проекты на конец 2013 г. оценивается в EUR0,85-1 млрд. (разногласия в оценках связаны с проектом строительства новой ВРУ для “Евраз ЗСМК”: по неофициальной информации, тендер давно прошел, но дальше намерений дело не сдвинулось).
Производители техгазов и оборудования готовы и дальше вкладываться в создание новых производств на чужих промплощадках. Именно это направление они рассматривают для себя как стратегическое. Так, Air Liquide заявила о намерении с 2012 г. по 2015 г. увеличить объем инвестиций в сектор OSS в России в 2,5 раза до EUR1 млрд. Окупать длинные инвестиции криогенщики намерены за счет долгосрочных контрактов по модели take-or-pay. При этом в контрактах устанавливается формула пересмотра цены, которая зависит от стоимости электроэнергии (нужна для криогенной дистилляции из воздуха кислорода, аргона, азота) и природного газа (необходим для парового реформинга водорода). Хотя криогенщики признаются: даже при том что мощности новой установки позволяют продавать излишки техгазов на местных рынках (это делают собственники большинства пущенных on-site проектов), срок окупаемости инвестиций не короче 7-10 лет. Одна из причин – перегруженность железных и неразвитость автомобильных дорог, что существенно сокращает расстояние, на котором рентабельна продажа излишков. “На зарубежных рынках плечо – 1,5 тыс. км от производства, что обеспечивает маржу в 30-40%. В России радиус сокращается до 1 тыс. км, а порой и до 500 км. Доходы уже не те”, – пояснили на одном из машиностроительных заводов. Конкуренцию на внутреннем рынке техгазов иначе как “злой” сегодня не называют. По предварительным оценкам, если перевести весь объем потребления технических газов в России на аутсорсинг, емкость такого рынка может превысить 2 млрд. руб./год, а в перспективе 5-10 лет она может увеличиться до EUR3 млрд. Но добиться уровня аутсорсинга производства техгазов аналогичного европейскому в России вряд ли удастся. Для активного развития этого направления существует несколько препятствий.
«Первая сложность связана с необходимостью заключения долгосрочного договора – нужно учесть все нюансы на 15-20 лет вперед. Вторая – чисто ментальная: в России подобные аутсорсинговые проекты только начинают развиваться, пока бывает психологически непросто передавать производство стратегических ресурсов стороннему поставщику», – поясняет Василий Номоконов. Третья проблема – технологическая. Далеко не всегда потенциальный поставщик способен обеспечить требуемое качество технического газа. Как сообщили в пресс-службе ЧТПЗ, компания пока не планирует выводить на аутсорсинг поставку промышленного газа: “Подобный вопрос рассматривался, но, оценив предложения поставщиков, специалисты ЧТПЗ пришли к выводу, что ни одна установка технических газов подрядных организаций не может обеспечить 99,9999%-ную чистоту необходимого трубникам промышленного газа – азота, который применяется при закалке и отпуске труб в шахто-закалочном агрегате трубопрокатного цеха”. Поэтому ЧТПЗ продолжает эксплуатировать собственную азотно-кислородную станцию. Последнее – в России есть пул промышленных гигантов (таких как группа ММК или “Норильский никель”), которые принципиально не отдают производство техгазов на аутсорсинг, а развивают это направление самостоятельно, привлекая крупнейших игроков рынка только в качестве разработчиков и поставщиков оборудования. Правда, у криогенщиков есть аргумент: “Челябинский металлургический комбинат тоже говорил, что никогда и ни за что не выведет техгазы на аутсорсинг, но сдался”. (Эксперт/Химия Украины, СНГ, мира)