Химия Украины и мира

Украина: топливный рынок в 2013 году

Контрабанда, фальсификат и порождаемая ими недобросовестная конкуренция – вот краткое описание топливного рынка Украины в настоящем времени. Как результат, потери государства, потребителя и ослабление легального бизнеса. Исходя из того, что особых усилий для изменения ситуации власть не предпринимает, а на горизонте появились новые раздражители, 2014 г. станет еще одним испытанием. Главный раздражитель – законодательная норма об обязательном добавлении спирта в автобензины. Что будет после этого с ценами и качеством, пока никто не берется сказать определенно. Но есть и позитивные ожидания. К началу активной работы в Украине готовится крупнейшая нефтедобывающая компания мира “Роснефть”, планирующая пустить в работу весной 2014 г. купленный ею Лисичанский НПЗ. Реализуется ряд инвестиционных проектов и в других сегментах рынка нефтепродуктов, в частности в ритейле. Однако для всех инвесторов ключевая проблема остается прежней – повышенные риски, связанные с рецидивами административного давления, коррупцией и рейдерством. Это не дает уверенности в том, что даже те немногие позитивные подвижки, которыми может похвастаться нефтерынок, будут долговременными.

2013 г. принес немало интересных изменений, большинство из которых было продиктовано ускоренным движением рынка в “тень”. Например, согласно официальным данным Минэнергоугля, за 9 месяцев производство бензина в Украине снизилось на 43,4%, дизельного топлива – на 37,8%.

Импорт нефтепродуктов, который должен был компенсировать пикирующее производство, сократился на 20%. При этом потребление бензина и дизтоплива уменьшилось на 6% и 4,1% соответственно. Иными словами, меньше ездить не стали, тогда как поставки нефтепродуктов на рынок резко сократились. Поэтому ключевая проблема украинского топливного рынка – повышенная доля теневых поставок, которая по итогам года, вероятно, достигнет 25%, или около 2,5 млн. т. По данным “Консалтинговой группы “А-95”, наибольшая часть “тени” приходится на бензины как более выгодный продукт для контрабанды и фальсификата, поскольку акцизы на него втрое выше, чем на дизтопливо.

В январе-сентябре 2013 г. на кустарное производство и альтернативные нефтепродукты (освобождены от акцизов и не учитываются Госстатом) пришлось около 400 тыс. т, а по итогам года этот показатель превысит полумиллионную отметку и составит около 13% от потребления бензина. При этом кустарное производство сосредоточено вблизи крупнейших центров потребления топлива – на Востоке и в Центре страны. Так, два крупнейших в стране пункта “прихода” различного углеводородного сырья и компонентов (газоконденсата, стабильного бензина, отработанных нефтепродуктов, присадок и т. д.) для производства бензина располагается в Переяславе-Хмельницком и Василькове Киевской области.

Номенклатура “приезжающих” в столичный регион нефтегрузов полностью идентична набору компонентов для нефтеперерабатывающих заводов. При этом в Киевской области официально НПЗ нет.

Весьма значительно изменилась и география поставок топлива в Украину. Главная перестановка топливных слагаемых заключается в значительном снижении поставок из Беларуси: за 3 квартала 2013 г. поставки сократились на треть по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Итоговый результат 2013 г. будет еще более контрастным, так как часть августа, сентябрь и октябрь Мозырский НПЗ, главный белорусский производитель нефтепродуктов для Украины, простоял на плановом капитальном ремонте, снизив экспортные отгрузки до минимума.

Причин белорусского “отступления” несколько. Наиболее весомая – увеличение импорта из России. Если поставки дизтоплива из Беларуси за 9 месяцев сократились на 830 тыс. т, то из России выросли на 730 тыс. т (это второе и, наверное, последнее по значимости событие в изменении структуры поставок). Что касается бензинов, то утрата белорусами почти 30% поставок связана, во-первых, с массированным “уходом” в Россию, которая в 2013 г. жестко потребовала от сябров возврата нефтепродуктов, произведенных из ее нефти, особенно бензинов. Во-вторых, переключились с Беларуси на поставки через отечественные порты отдельные крупные украинские поставщики.

Белорусские экспортеры не теряют оптимизма и заявляют о новых подходах к работе в Украине. “Для нас сегодня важно качество, эффективность продаж, а не количество”, – подчеркнул гендиректор ООО “БНК-Украина” Виталий Калугин. В 2013 г. БНК резко снизила продажи на условиях DAF и переключилась на оптовые и мелкооптовые продажи внутри страны. “Мы присматриваемся к розничному рынку логистически близких северных и центральных областей Украины”, – обрисовал глава украинской “дочки” “БНК” дальнейшее направление движения компании.

Переориентация украинского рынка на альтернативные Беларуси направления произошла благодаря ключевым персонажам – “ЛУКойлу” и холдингу ВЕТЭК. “ЛУКойл” стал стратегическим партнером компании Сергея Курченко на рынке нефтепродуктов, чем сделал немалый вклад в “достижение” ВЕТЭКом статуса одного из крупнейших дистрибуторов топлива в Украине по итогам 2013 г. Переориентация рынка с севера на юг произошла благодаря массированным поставкам “ЛУКойла” в украинские порты с “лукойловских” НПЗ в России, Болгарии, Румынии и Италии. Кроме того, значительные поставки дизтоплива шли с российских заводов “ЛУКойла” по железной дороге. В Украине распределением этих потоков занялся ВЕТЭК, получив эксклюзивные условия от российского нефтегиганта. Венчает партнерство в уходящем году продажа ВЕТЭКу Одесского НПЗ. Источники на рынке рекомендуют смотреть шире. Есть мнение, что еще одно большое событие для “ЛУКойла” в Украине – возобновление работы калушского “Карпатнефтехима” – необходимо рассматривать в контексте смены владельца Одесского НПЗ. Для пуска калушского гиганта государству пришлось выполнить объем обязательств, которые пресса расценила как запредельные.  Однако есть основания полагать, что временная утрата государством определенных сумм налогов и тарифов остается единственным для решения проблем таких отраслей, как нефтепереработка. В противном случае можно недосчитаться намного больше.

Пока же владельцы НПЗ решили первыми сделать шаг навстречу – состоялось первое после поглощения ТНК-ВР официальное заявление “Роснефти” по стратегии в Украине. Вице-президент “Роснефти” по нефтепереработке и нефтехимии Игорь Павлов сообщил, что начато исполнение поручения президента компании Игоря Сечина по пуску Лисичанского НПЗ весной 2014 г. По неофициальным данным, пуск намечен на 1 мая, хотя объемы переработки и условия распределения продукции пока неизвестны. “На заводе работает свыше 800 человек из подрядных организаций Украины, это говорит о том, что пуск таких предприятий имеет кумулятивный эффект для всего региона”, – заявил российский топ-менеджер. Компания также намерена активно работать в Украине с продуктами Мозырского НПЗ, где является крупным акционером и поставщиком давальческой нефти. Такой “набор НПЗ” как внутри, так и за пределами страны делает “Роснефть” потенциально крупнейшим оператором рынка. Однако наибольший эффект будет заключаться в появлении не столько игрока, сколько влиятельной силы, способной поставить перед властями вопрос об исправлении ситуации на рынке ребром, а это может сыграть в плюс для всего рынка. В “Роснефти” считают, что для нормального функционирования в Украине, в частности, необходимо: обеспечение беспрепятственной работы НПЗ в режиме толлинга российской нефти без ограничения объемов (новый Налоговый кодекс перечеркнул этот важный аспект работы НПЗ), обеспечение добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов с целью пресечения возможных нелегальных схем импорта, введение налоговых льгот на период модернизации НПЗ с предоставлением льготы по налогу на прибыль на период реконструкции предприятия и в течение 5 лет после ее завершения. “Учитывая ситуацию в отрасли и нынешнее состояние рынка, нам предстоит выработать наиболее эффективные и экономически оправданные решения, которые позволят создать предпосылки для стабильной работы бизнеса “Роснефти” в Украине”, – подчеркнул Дидье Касимиро, вице-президент по коммерции и логистике НК “Роснефть”, который долгое время работал в Украине в ТНК-ВР.

Прозвучало заявление и в отношении реанимации другого простаивающего НПЗ – Херсонского. Гендиректор WOG Сергей Корецкий заявил, что инвестпрограмма по заводу требует $1,1-1,2 млрд., в связи с чем компания ищет финансового партнера. “Для реализации проекта мы готовы к любому взаимодействию – хоть с государством, хоть с частными компаниями”, – заявил он. Проект выглядит привлекательно. WOG в 2014 г. хочет нарастить сеть до 600 автозаправочных комплексов и выйти на суммарный объем розничных продаж около 2,5 млн. т/год (а ведь есть еще опт). Также новый НПЗ будет обладать хорошими экспортными возможностями. Однако в условиях украинского инвестклимата ни отечественные, ни зарубежные инвесторы не решились на вложения такой размерности как в нефтепереработке, так и где-либо еще.

Возобновление работы “ЛИНИКа” (Лисичанского НПЗ), работа Одесского НПЗ, “Укртатнафты” и Шебелинского ГПЗ могут обеспечить в 2014 г. выравнивание с импортом готовых нефтепродуктов, еще больше обострив конкурентную борьбу. Но если государство не повернется к этой отрасли лицом, вскоре можно будет ожидать рецидива с остановками НПЗ, так как работа в нынешних условиях будет убыточной.

Образцом самостоятельно развивающегося сектора, лишенного господдержки и работающего в условиях острой конкуренции, является розничная торговля нефтепродуктами. В 2013 г. этот сектор вышел на докризисный уровень доходности и продемонстрировал хорошие темпы развития. Однако равноценным сравнение с 2008 г. назвать нельзя, так как объем продаж бензина и ДТ снизился почти на 10%. Правда, во многом это связано с переориентацией автомобилистов на другие виды топлива. Например, немалую часть у бензина отобрал сжиженный газ, растут объемы у производителей и продавцов альтернативного топлива с содержанием более 30% биоэтанола и других ненефтяных компонентов. Лидерами роста остаются вторая и третья национальные розничные сети – соответственно WOG и ОККО (приросли за последний год примерно на 25 комплексов каждая), компанию которым в последние годы составляет сеть “БРСМ-Нафта”, удерживающая темпы лидеров. Но если “зеленые” строят, то БРСМ растет благодаря агрессивной скупке небольших региональных сетей. Таким же путем идут 2 новых игрока, оформившихся в последние пару лет, – “Закарпатнефтепродукт-Мукачево” и UPG. Рынок, на котором в 2009-2010 гг. обанкротилось несколько крупных сетей, понемногу приходит в себя, ощущая приток инвестиций. Правда, последствия кризиса не прошли бесследно, долги тех лет до сих пор портят картину всем крупнейшим игрокам.

В 2014 г. ожидается выход в розницу холдинга ВЕТЭК. В ближайшее время он готовится презентовать собственную заправочную карту, которая будет обслуживаться не только в своей, но и в партнерских сетях. Аналогичный продукт в ноябре пустила “Первая топливная компания” (ПТК), которой в последнее время везет на тендерах госпредприятий, таких, как “Укрзализныця” и “Укрпошта”. По инсайдерской информации, ПТК, скрывающая своих учредителей, получила большой “наряд” по обеспечению топливом СКМ Рината Ахметова. “В некоторых регионах уже наблюдается явный переизбыток АЗС, которые перетягивают друг у друга падающую реализацию, скидки иногда превышают 1 грн./л, это работа без прибыли”, – поделились участники рынка.

В Украине действует Закон “Об альтернативной энергетике”, который наделяет существенными льготами производителей топлив с содержанием более 30% неуглеводородных компонентов (как правило, это спирты). И если производить, продавать и покупать такое горючее – дело добровольное, то с 1 января 2014 г. биоэтанол в бензине станет обязательным для всех. Так велят дополнения к закону, принятые в середине 2012 г. Согласно этим новшествам, с 2014 г. каждый литр бензина должен содержать не менее 5% биоэтанола. В связи с этим на конференции Petroleum Ukraine 2013 схлестнулись две противостоящие стороны – спиртовики и нефтяники. Первые чувствуют себя превосходно: протолкнув выгодные для себя законы, они просто должны дождаться, когда к ним выстроится очередь из покупателей. При этом цена на биоэтанол в Украине уже составляет 12 тыс. грн./т, тогда как на европейском рынке – $800/т. На рынке уверены, что как только будет введена “биоэтанольная обязаловка”, компонент подорожает раза в полтора. Можно привезти по импорту, но нельзя – на таможне придется заплатить акциз на импортный биоэтанол в около 60 тыс. грн. Нельзя привезти и готовый продукт с биоэтанолом – в Украине нет стандарта на такое топливо. Нефтяники говорят: вследствие подобных законодательных неурядиц цена на бензин с биоэтанолом вырастет на 4-5 грн./л, его нельзя будет использовать в машинах до 2000 г. выпуска (немало есть и более “свежих” моделей). Ко всему, большой вопрос с наличием биоэтанола: из необходимых Украине 300 тыс. т в 2014 г. смогут произвести в лучшем случае 100 тыс. т биокомпонента.

В “биоэтанольном” случае действия Украины не уникальны. В Европе тему с добавлением спирта в бензин под знаменем снижения зависимости от российской нефти и борьбы за экологию в свое время протолкнули немецкие производители оборудования для спиртзаводов. Сейчас Европа разочарована в “биоэтанольных” проектах. За последние 2 года политика Евросоюза изменилась под влиянием проблем, связанных с противостоянием по линии “продукты питания – топливо”, а также растущих цен на сырье. Из импортера нефти Евросоюз превратился в импортера биокомпонентов. Программа использования топлива Е10 (фактически украинский закон с 2014 г. внедряет именно эту марку) прижилась лишь во Франции и Финляндии, где их использование составляет 22% и 57% соответственно. В Германии попытка обязательной продажи Е10 натолкнулась на массовые протесты водителей, в связи с чем норма была отменена.

“Программе по добавлению биоэтанола не хватает главного – реалистичной цели” – заявила Алла Сидорович, отвечающая за контроль качества в сети ОККО. “Одна только лаборатория для каждой нефтебазы стоит 2 млн. грн., не меньшего финансирования потребует подготовка каждой нефтебазы к смешению с биоэтанолом, а таких нефтебаз по Украине сотни, – заявил представитель WOG Андрей Пасишник. – Потребитель должен иметь выбор между традиционным и спиртсодержащим топливом, которое подходит не всем автомобилям”.

Проблемы, связанные с обязательным добавлением биоэтанола в бензин, показали, что выполнить данный закон с 1 января 2014 г. будет нереально. Абсурд в том, что даже если умудриться произвести бензин с более чем 5% биоэтанола, продавать его будет противозаконно – он не будет отвечать действующим госстандартам, а значит, запрещен к реализации.

Отрасль идет вперед вопреки общей весьма депрессивной обстановке в экономике, хоть и не такими темпами, как хотелось бы. Прогнозы весьма противоречивы и зависят от массы факторов, начиная от зарплат украинцев и заканчивая геополитическим выбором. Однако топливному рынку не привыкать, так как проблем, чиновничьих фаворитов и рисков здесь хватало всегда. (Зеркало недели/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version