Министерство доходов и сборов разработало меры по минимизации налоговой нагрузки при производстве смесевых бензинов с содержанием биоэтанола, а также оптимизации их выпуска. Об этом говорится в законопроекте “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии развитию альтернативного топлива”. Законопроект был рассмотрен 26 декабря 2013 г. на заседании с участием представителей заинтересованных органов власти, производителей спирта и биоэтанола, нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. Письмом Минэнергоугля от 10 января законопроект направлен участникам заседания с просьбой его рассмотрения в трехдневный срок.
Законопроект предусматривает отмену вексельного обеспечения акцизного налога при производстве спирта и биоэтанола разными подразделениями в пределах одного предприятия. Предусмотрена возможность получать спирт этиловый для производства биоэтанола со ставкой 0 акцизного налога с оформлением векселя. Также предусмотрено предоставление разрешения хранения спирта на спиртзаводах во время производства биоэтанола как сырья с исключением из Налогового кодекса положения о необходимости утверждения правительством перечня производителей компонента, поскольку такая деятельность подлежит лицензированию предприятий всех форм собственности. Законопроект предусматривает избежание двойного налогообложения при производстве бензинов. Согласно документу, налог уплачивается с части добавленного в бензин биоэтанола. Также предусмотрена отмена векселей на биоэтанол, которые выдают предприятия, использующие компонент для смесевых бензинов и биотоплива. Документом предусматривается предоставление права совершать оптовую торговлю биоэтанолом на основании лицензии на производство биоэтанола, а также устранение необходимости получения справки о внесении мест хранения компонента в Единый реестр мест хранения спирта.
Кроме того, участники заседания получили на рассмотрение критерии отбора предприятий для их включения перечень организаций, имеющих право осуществлять деятельность, связанную с производством смесевых бензинов или добавлением биоэтанола. Участники заседания по факту изучения должны направить Минэнергоугля свои выводы относительно критериев отбора. Критерии состоят из 4 групп требований: “технические”, “разрешительная система”, “документы, регламентирующие деятельность с добавлением биоэтанола в бензины моторные” и “сведения коммерческого характера”. Так, к техническим критериям относится информация о физическом месте размещения мощностей, наличие сливной/наливной эстакады железнодорожного/автомобильного транспорта, резервуарного парка, испытательной лаборатории. Также требуется подтвержденная производственная мощность технологического оборудования, которое будет использоваться при смешении биоэтанола с бензинами. В категории “разрешительная система” критериями определены: позитивный вывод госэкспертизы по рабочим проектам строительства технологической линии для смешения, документ, подтверждающий право собственности на производственную базу (или договор аренды). Среди прочего необходимо наличие полного перечня разрешительных документов на работу производственного объекта. Также требуется вывод государственной экологической экспертизы. К документальным требованиям относится, в частности, наличие зарегистрированных технических условий на производство смесевых бензинов с содержанием 5/7/10% биоэтанола.
К данным коммерческого характера отнесены: объем произведенной продукции в 2012-2013 гг., финрезультат заявителя за 2012 г., справка об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, справка об отсутствии начатой процедуры банкротства к компании-заявителю.
26 декабря 2013 г. в Минэнергоугля было проведено широкое обсуждение проблематики обязательной реализации в Украине бензинов с не менее 5% биоэтанола. Заседание прошло с участием представителей заинтересованных органов власти, производителей спирта и биоэтанола, нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. В ходе заседания представители Миэнергоугля констатировали невозможность начать реализацию в Украине бензинов с не менее 5% биоэтанола с 1 января 2014 г. В связи с массой нерешенных вопросов министерство обратилось к правительству с ходатайством о введении моратория на проверки и привлечение к ответственности сетей АЗС в части необходимости продаж бензинов с не менее 5% биоэтанола до принятия законопроектов Минэнергоугля и Миндоходов, призванных урегулировать проблемные вопросы.
Норма об обязательном добавлении не менее 5% биоэтанола в бензины была введена в середине 2012 г. и вступила в силу с 1 января 2014 г. По данным источников, данная инициатива была пролоббирована тогдашним руководством Минэнерго, Минагрополитики и “Укрспирта” с целью создания рынка сбыта для производителей биоэтанола, афилированных или подведомственных чиновникам указанных ведомств. Однако предложенные лоббистами нормы закона противоречат европейской практике и не имеют соответствующей нормативно-правовой базы, что стало причиной невозможности внедрения положений об обязательном добавлении биокомпонента в моторные топлива. В частности с момента принятия закона не было разработано и утверждено ни одного подзаконного акта, регулирующего техническую и налоговую стороны данного проекта. В этой связи, согласно мониторингу, с 1 января 2014 г. ни одна украинская сеть АЗС не начала продажи спиртсодержащих бензинов в соответствии с нормами закона об обязательном использовании биоэтанола. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)