Нефтеперерабатывающий завод им. Гейдара Алиева, один из двух НПЗ, действующих в Азербайджане, в апреле 2014 г. станет на реконструкцию. В ее рамках мощность переработки установки каталитического крекинга будет увеличена на 1 млн. т до 3 млн. т/год, а производство автомобильного бензина увеличится на 450 тыс. т. Замещать недостающие объемы бензина для внутреннего потребления планируется за счет его импорта. Решениями Кабинета министров с 21 января по 1 июня ввоз в страну автобензина с октановыми числами 95 и 92 освобожден от уплаты таможенной пошлины и практически полностью от акцизного налога. Согласно постановлениям, ставка пошлины снижена с 15% до нуля, а ставка акциза на импорт бензина этих марок – с $250 до $1/т.
По данным экспертов, в стране с 2013 г. появились первые признаки дефицита топлива. Весь бензин, произведенный из собственной нефти, ГНКАР направляла на нужды внутреннего потребления. На экспорт в 2013 г. были отправлены 65 тыс. т, произведенные из казахстанской нефти. Проблему не решило повышение цен на автобензин марок АИ-95 и АИ-92 на 30%, хотя предполагалось, что многие автолюбители станут экономить на поездках, что несколько снизит спрос. Рост спроса подстегивает и значительное расширение импорта автомобилей – по данным Госкомстата, в 2013 г. было ввезено 104 тыс. ед. автотранспорта, а рост потребления топлива составил около 10%.
Цены на нефтепродукты в Азербайджане фиксированные и определяются Тарифным советом, решением которого с 3 декабря 2013 г. повысилась розничная цена на бензин марки АИ-95 до 0,8 маната/л, до 0,7 маната – АИ-92 и АИ-80. В правительстве не считают, что есть напряженность с бензином. Хотя ремонт и реконструкция на НПЗ будет длится до 1,5 месяца, беспошлинный ввоз разрешен на 5. Это, по мнению чиновников, позволит избежать нездорового ажиотажа и искусственного дефицита топлива для авто. (Oilnews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)