Химия Украины и мира

Украина: тенденции на рынке нефтепродуктов в 2013 году и прогноз на 2014 год

За 11 месяцев 2013 г., по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в стране было реализовано 9,2 млн. т светлых нефтепродуктов. Это на 2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Спад в потреблении топлива отчетливо проявил не новую тенденцию: в стране растут продажи “дизеля” и сжиженного природного газа, тогда как реализация бензинов сокращается. Этот же тренд, по мнению экспертов, будет отличать и 2014 г.

В 2014 г. эксперты прогнозируют увеличение спроса на «дизель»

2013 г. для сегмента дизельного топлива (ДТ) внешне сложился в русле общей тенденции. По данным Госслужбы статистики, в январе-ноябре 2013 г. его потребление в Украине сократилось на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) – до 5,45 млн. т. Невзирая на эти показатели, на 2014 г. эксперты намечают для этого сегмента заметный рост. Определяющим фактором в данном случае выступает ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке Украины. В последние 2-3 года популярность автомобилей с дизельным двигателем в стране значительно возросла. По данным сайта AUTO-Сonsulting, к завершению 2013 г. каждый пятый автомобиль, продаваемый в Украине, был оборудован дизельным двигателем. За 10 месяцев 2013 г. в стране было реализовано 33,43 тыс. таких авто, или 19,6% от всего объема продаж. В 201 г. эта ниша занимала около 10% (в Евросоюзе на продажи дизельных авто приходится порядка 60% рынка). При объеме рынка в 2014 г. на уровне 215 тыс. единиц, доля дизельных авто составит 28%, прогнозируют рыночные эксперты. Столь позитивная динамика объясняется “денежным моментом”. Во-первых, в 2013 г. в Украине были введены пошлины на автомобили с бензиновым двигателем, из-за чего подорожал ряд иномарок. Это прямо влияет на выбор в пользу “дизеля”, который в последние годы делает часть украинских покупателей автомобилей. Во-вторых, сказывается и сравнение в цене между двумя видами топлива не в пользу бензина, говорит директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн. В госпредприятии “Держзовнишинформ” (ДЗИ) приводят такие данные: на 10 января 2014 г. средняя стоимость ДТ по Украине составляла 9,4 грн./л, тогда как бензина марки А95 – 10,43 грн./л. С учетом этих обстоятельств, эксперты отрасли прогнозируют увеличение спроса на “дизель” и в 2014 г. Заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев отмечает, что в 2014 г. объем потребления дизельного топлива в Украине составит более 6 млн. т, из которых около 4,6 млн. будут импортированы. По его оценкам, на фоне общего снижения в секторе (на 1-2% год к году), сегмент ДТ в 2014 г. покажет рост на 7% по сравнению с 2013 г. Причем этот показатель увеличится преимущественно за счет дизтоплива отечественного производства.

Украинский топливный рынок до последнего времени остается импортозависимым. По данным Госслужбы статистики, за январь-ноябрь 2013 г. украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) произвели 893 тыс. т ДТ при общем его потреблении в стране за тот же период в 5,45 млн. т. В 2014 г. ситуация может резко измениться. Так, в конце сентября 2013 г. после 3-летнего простоя был пущен Одесский НПЗ, способный обеспечить 15% украинского потребления дизельного топлива. А в мае-июне 2014 г. ожидается пуск Лисичанского НПЗ. В целом эксперты прогнозируют на 2014 г. рост внутреннего производства дизеля всех марок в 2 раза до 1,7 млн. т. Сокращение импорта ДТ может составить около 4%  при оценочном объеме его ввоза в 2013 г. на уровне 4,8 млн. т.

Падение бензина

За 11 месяцев 2013 г. украинский бензиновый рынок “просел” на 5,5%, составив 3,7 млн. т топлива различных марок. При этом отечественный выпуск бензинов демонстрирует спад. По информации Госслужбы статистики, за январь-ноябрь 2013 г. украинские НПЗ произвели 891,9 тыс. т данного продукта – на 41% меньше по сравнении с АППГ. В 2014 г. сегмент может сократиться на 5% по сравнению с 2013 г. за счет ценовой вилки с “альтернативными” бензинам видами топлива, утверждает Куюн. По его мнению, с увеличением внутреннего производства бензина, который в 2014 г. может занять до трети украинского рынка (около 1,3 млн. т), объем импорта этого вида топлива сократится более чем на 400 тыс. т. В первую очередь это отразится на “Белорусской нефтяной компании”, чьи ежегодные поставки бензина в Украину колеблются в пределах 1,3-1,5 млн. т, предполагает руководитель “А-95”.

В “украинском бензиновом уравнении-2014”, однако, присутствует одно неизвестное – вступление с 1 января 2014 г. законодательной нормы о добавлении в продукт 5% биоэтанола (проще говоря – спирта). Но ни стандартов, ни разработанных нормативных актов, регламентирующих качество нового продукта, пока не принято. В ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” не исключают, что в силу ряда причин это законодательное требование может привести к удорожанию бензинов, реализуемых в стране, более чем на треть против нынешних ценовых уровней.

Перспективы пропан-бутана

Бензиновый сегмент подстерегает опасность с еще одной стороны: все сильнее “заявляют” о себе продажи еще одного конкурирующего топливного продукта – сжиженного газа (смесь пропана и бутана технических; СПБТ). За 9 месяцев 2013 г., по данным Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ), данная разновидность топлива в общей структуре потребления на авторынке занимала долю в 9,1%. По расчетам “А-95”, в 2013 г. потребление пропан-бутана в автомобильном и коммунально-бытовом секторах превысило 915 тыс. т – на 10% больше, чем в 2012 г.

2012 г. для “газового” сегмента отечественного рынка автомобильного топлива был не лучшим. По данным УАСГ, в 2012 г. в стране было произведено 558 тыс. т сжиженного газа, импортировано – 556 тыс. т. По сравнению с рекордным по потреблению топлива 2011 г. продажи этого продукта сократились на 3% до 823,5 тыс. т.

В 2014 г., по ожиданиям отраслевых экспертов, ситуация в сегменте выправится. Потребление СПБТ украинскими автомобилистами может достигнуть 1 млн. т, прибавив по сравнению с 2013 г. 9%. “Но такая динамика возможна только при сохранении низкой стоимости этого топлива. Иначе потребление может возрасти незначительно – до 920-930 тыс. т”, – подчеркивает Куюн.

По информации ДЗИ, средняя розничная цена пропан-бутана на АЗС Украины на 10 января составляла 6,42 грн./л при стоимости литра А95 в 10,43 грн. Летом 2013 г. разница в цене между сжиженным газом и бензином составляла более 50%, конкретизируют в “А-95”. По словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, в 201 г. примерно 3% потерь бензинового сегмента пришлось на СПБТ. “В основном на газ переходят те, кому приходится много ездить – таксисты, перевозчики грузов. Но это направление становится популярным и среди обычных граждан”, – рассказывает Сиренко.

Помимо сравнительно низкой цены привлекательности сжиженному газу добавляет развитие в стране инфраструктуры его продаж. Официальная статистика по количеству автогазозаправочных станций (АГЗС) в Украине отсутствует. По экспертным оценкам, к завершению 2013 г. по всей стране насчитывалось свыше 2500 газовых модулей, половина из которых установлена крупными сетями АЗС. По сравнению с 2008 г. этот показатель удвоился.

В целом представители УАСГ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост украинского потребления сжиженного газа достигнет 1,5 млн. т/год (почти на 40% больше против показателя 2013 г.). Схожие цифры – в перспективе до 2020 г. – оглашали и представители “Роснефти” в ноябре 2013 г. на конференции Ukrainian Petroleum.

Тенизация

Падение в бензиновом сегменте украинского рынка могут затормозить разве что меры по искусственному удорожанию иных видов автотоплива. Осенью 2013 г. в парламент был внесен законопроект, предусматривающий повышение акцизов на дизельное топливо с EUR50 до EUR198/т. Это может привести к росту его розничной цены на 1,5 грн./л, указывают отраслевые эксперты. У подобных мер есть и обратная сторона. Высокая стоимость топлива провоцирует еще одну проблему в виде тенизации украинского рынка нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что около 20% на нем занимают “серые” производители дизтоплива и бензина, содержащие мини-НПЗ. Легальные продавцы топлива не раз выражали обеспокоенность такой ситуацией, но к ощутимому “сокращению тени” на рынке эти жалобы пока не приводят. (Дело/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version