Химия Украины и мира

Россия: президент АРПЭТ озвучил перспективы переработки тары из полиэтилентерефталата (ПЭТФ)

В 2000 г. американская общенациональная газета USA Today представила ТОП-25 изобретений, радикально изменивших жизнь современного человека. В том же ряду – пластиковая бутылка, пущенная в массовое производство компанией Pepsi в 1970 г. Сейчас мировой рынок “бутылочного” ПЭТФ оценивается в 19 млн. т/год. Несмотря на то что в России первый завод по производству ПЭТФ-гранулята был введен в строй лишь в 2003 г., за прошедшие с этого момента 10 лет вся цепочка производства ПЭТФ-тары развивалась настолько быстро, что к сегодняшнему дню на предприятиях производится столько полиэтилентерефталата, что задачу по импортозамещению можно считать почти решенной. В конце 2013 г. по инициативе крупнейших российских производителей и переработчиков ПЭТФ, компаний “СИБУР”, “Ретал”, “Европласт” и “Алко-Нафта”, было создано некоммерческое партнерство по развитию индустрии полиэтилентерефталата АРПЭТ. О перспективах развития отрасли и стоящих перед участниками рынка задачах рассказал президент АРПЭТ Виктор Керницкий.

– Россия сегодня обеспечивает себя полностью пластиковой тарой? Есть ли куда расширяться производству?

– Пластиковая тара – наиболее динамично растущий сегмент упаковки в последние годы благодаря своим потребительским свойствам. Еще в начале 2000-х российские производители пластиковой тары были на 100% зависимы от импортного сырья. Сейчас на 4 заводах в России созданы мощности на 540 тыс. т ПЭТФ-гранулята в год при объеме потребления на уровне 580 тыс. т. Инвестиции в развитие производства ПЭТФ за последние 10 лет составили $1,5 млрд. Производители преформ представлены 22 крупными и 80 небольшими заводами во всех регионах страны. По нашим прогнозам, в ближайшие годы тенденция к росту сохранится. Во-первых, несмотря на то, что потребление полиэтилентерефталата в России достигло 4 кг на душу населения, это примерно в 2 раза меньше, чем в США: средний россиянин покупает в упакованном виде около 170 кг пищевых продуктов в год, американский потребитель – более 300 кг. Во-вторых, рост производства ПЭТФ-гранулята – общемировая тенденция, ежегодно объемы рынка увеличиваются на 5-7%, что открывает дополнительные возможности по наращиванию экспортного потенциала. Тем не менее, российский рынок, естественно, в приоритете, тем более, что Евросоюз с 2014 г. повысил ввозные пошлины на полимеры, в том числе на ПЭТФ, из России. Поэтому долгосрочный рост индустрии ПЭТФ будет во многом зависеть от развития отечественных отраслей-потребителей – производства воды, соков, растительного масла, молочных и безалкогольных напитков, пива. Общее замедление экономики, разумеется, может повлиять на темпы роста отрасли.

– О спросе. Ведутся разговоры о том, что следует ограничить пластиковую упаковку для пива по медицинским соображениям…

– Эти разговоры – чисто российское явление, они не имеют под собой никаких оснований. ПЭТФ-тара широко и без ограничений используется (в том числе для пива) в странах с самыми жесткими стандартами безопасности в пищевой промышленности (Швейцария, Франция, Германия, США и др.). Чистота и применимость ПЭТФ-тары подтверждены Регламентом комиссии ЕС №10/2011 по пластиковым материалам и изделиям, предназначенным для контакта с пищевыми продуктами, Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA), Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) в США, ведущими исследовательскими центрами России, США, Европы. Высокие барьерные свойства ПЭТФ подтверждены аналитическим центром МГУ. Тем не менее, для снятия всех вопросов, чтобы еще раз доказать безопасность ПЭТФ-тары, мы заказали дополнительные независимые исследования в ведущем европейском центре – Институте Фраунхофера (Германия). Результаты рассчитываем получить в ближайшие недели. Уверен, в итоге все спекуляции по этому поводу прекратятся. И потом, давайте еще раз обратимся к мировому опыту. Если несколько лет назад 12-летний виски или Chateau 2005 г. в пластиковой бутылке воспринимались как эпатирующий жест, то сейчас, с появлением новых разработок в области упаковки и ужесточением борьбы за потребителя, производители элитного алкоголя переходят на более дешевые, небьющиеся и легкие пластиковые бутылки. Так, для европейских производителей разливать в ПЭТФ вина стоимостью от EUR15 до EUR30 – общепринятая практика. Даже кровь сейчас все чаще хранят в контейнерах из ПЭТФ, а не в стеклянных пробирках, а в медицине требования к безопасности очень и очень строгие.

– Как АРПЭТ видит решение проблемы утилизации отходов в виде пластиковой тары?

– Ежегодно человечество вырабатывает около 1,3 млрд. т твердых бытовых отходов. Из них 46% органические, 17% приходятся на бумагу, 10% на пластик, по 5% и 4% – на стекло и металлы соответственно, а оставшиеся 18% относят к “прочим отходам”. Так что, вопреки распространенному мнению, пластиковые бутылки и пакеты отнюдь не №1 в “отхожем месте” планеты. На долю пластика в России приходится 4% твердых бытовых отходов. Это не означает, что проблемы нет. Вопрос в том, как ее решать. Существуют технологии, позволяющие перерабатывать вторичный пластик, например в упаковочную ленту, волокно, пленку, нетканые материалы и т. д. Одно из перспективных направлений – производство “пластиковой древесины”. Она похожа по свойствам на естественную, то есть может обрабатываться с применением тех же методов и инструментов, но гораздо более устойчива к воздействию воды и плесени. В идеале ПЭТФ-упаковка подлежит переработке на 100%. Сегодня в России установлены мощности, способные перерабатывать до 160 тыс. т, или 30% использованных ПЭТФ-бутылок, – около 30 предприятий превращают их в штапельное волокно, нетканые материалы и другие продукты. Однако реальные объемы перерабатываемой ПЭТФ-упаковки – 10-15% (хотя есть и удачные эксперименты, вроде проекта “Пларус” в подмосковном Солнечногорске, который поддерживает Coca-Cola.) Причина – в низкой рентабельности бизнеса по переработке мусора. Предприятие по переработке может оказаться убыточным из-за перебоев с поставками сырья, сбор пригодного в качестве исходного материала мусора требует интеграции с муниципальными властями. Мировая практика показывает: не запреты, не карательные меры, а развитие раздельной сборки мусора, стимулирование предприятий по его переработке и другие меры по созданию полноценной индустрии переработки пластиковой упаковки и других отходов – вот что помогло бы не только предотвратить загрязнение окружающей среды, но и обратить отходы в доходы. В настоящее время мы начинаем консультации с производителями пищевой продукции и органами власти по этой ключевой проблеме и будем обсуждать разные варианты ее постепенного решения, в том числе пилотные проекты по сбору и переработке упаковки. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version