Проект строительства нового нефтеперерабатывающего предприятия может оказаться прелюдией к другим, более масштабным инвестиционным амбициям Китая. Будучи министром энергетики и угольной промышленности, Эдуард Ставицкий завил о том, что крупнейшая нефтяная госкомпания Китая PetroChina рассматривает возможность создания в Украине нового нефтеперерабатывающего предприятия. “У нас подготовлен и подписан план о намерениях, меморандум между PetroChina и Министерством энергетики, в котором описан этот вопрос”, – заявил чиновник. Можно констатировать, что власти решили вернуться к старой идее о необходимости строительства в Украине нового НПЗ.
Три варианта из прошлого
Более 7 лет кряду тема строительства новых мощностей переработки нефти в Киеве не поднималась. Причины столь затяжной паузы очевидны: надежды отдельных чиновников на помощь российских владельцев украинских НПЗ в вопросе обеспечения Украины отечественным топливом в обмен на таможенные преференции и налоговые льготы. Однако к 2014 г. 100% этих владельцев по разным причинам были вынуждены ретироваться с украинского рынка переработки нефти, идея строительства нового завода возродилась сама собой.
В первый период подготовки проекта нового НПЗ (2005-2007 гг.) в качестве приоритетной площадки для его строительства рассматривалось три локации: первая – между терминалами Одесского припортового завода и “Укр-транснафты” в порту Южный, вторая – возле узла учета нефти Броды международного нефтепровода “Дружба” во Львовской области, третья – между ж/д станцией Айвазовская и пгт Приморский в Крыму. Вариант с Южным тогда рассматривался как наихудший из-за прогнозируемых сложностей с трафиком танкерных поставок сырья, в том числе сложностей экологического, навигационного и сезонно-метеорологического характера. В 2007 г., во время второго по счету правительства Виктора Януковича, был отброшен и вариант строительства в Бродах по причине невнятной политической ориентации некоторых депутатов местной власти, тогда владевших землеотводами под будущее строительство. Кроме этого, вариант в Бродах был сложен из-за значительных внешнеполитических рисков. Они состояли в экспромтах во взаимоотношениях официального Киева и ливийского фонда Libyan African Investment Fund (LAIF), который был заинтересован в вытеснении российской нефти с “Дружбы”. После того, как распорядитель фонда Муаммар Каддафи был казнен оппозицией, эту нефть с южных веток “Дружбы” вытеснили ресурсы Ирака и стран Персидского залива, которые ныне успешно поступают в Венгрию, Словакию и Австрию по схеме замещения российского импорта. В итоге в качестве наиболее оптимального варианта размещения площадки строительства НПЗ “на будущее” остались предместья Феодосии.
Привлекательность варианта строительства возле пгт Приморский обосновывалась близостью так называемого Керченского нефтяного пути, наличием свободных мощностей местного выносного морского терминала и относительно свободным судоходным трафиком. Привлекательность проекта для вероятных инвесторов рассчитывалась исходя и из близости будущего НПЗ к перспективной сырьевой базе, которой считаются углеводородные структуры Субботина, Палласа и других площадей Прикерченского участка Черного моря. Среди негативных сторон феодосийского варианта эксперты отмечали отсутствие в Крыму магистральных нефтепроводов, необходимых для полноценной работы НПЗ, а также перегруженность крымских железных дорог.
НПЗ в обмен на ОПЗ
Нынешние власти, судя по всему, учли эти недостатки и решили вернуться к одесскому варианту. Его былой негатив, состоявший в перегруженном трафике танкерных поставок, исчез после того, как транзит нефти через порт Одессы и Южного за несколько лет сократился более чем на 50%. И до последнего времени единственным официальным инструментом борьбы Киева с падением доходов этих городов из-за оттока транзита нефти был неоднозначный проект строительства СПГ-терминала в порту Южный. После того, как этот проект превратился в разменную монету на прошлогодних декабрьских украинско-российских газовых переговорах, землеотвод под СПГ-терминал стал привлекательным для его перепрофилирования под проект строительства НПЗ. О росте привлекательности к этому землеотводу в Южном свидетельствуют первые уточнения, выданные прессе главой Минэнерго. Заявив о начатых еще летом украинско-китайских переговорах о выработке ТЭО нового НПЗ, Эдуард Ставицкий рассказал, что в качестве вероятных площадок рассматриваются Херсонский НПЗ и Одесская область.
Херсонский вариант строительства невыгоден из-за недоступности для крупнотоннажных танкеров дедвейтом более 30 тыс. т. По данным нескольких экспертиз, в случае расширения и углубления существующего судоходного канала Херсонского МТП и перевалочных сооружений Карантинного острова тяжелые соленые морские воды поступят в пресные плавни и уничтожат уникальную водную и донную биосферу дельты Днепра. Ввиду этого наиболее вероятным вариантом для китайских инвесторов выглядит порт Южный. Некоторые украинские эксперты предположили, что на выбор китайской стороны в пользу этого варианта может повлиять не столько сам проект строительства НПЗ, сколько перспектива расширения влияния китайских компаний на порт и идущий в него из РФ аммиакопровод, который считается одним из ключевых элементов мирового рынка азотных удобрений.
До последнего времени управление внешнеторговыми операциями работающего в Южном ОПЗ эксперты относили к сфере влияния компаний Дмитрия Фирташа и Юрия Иванющенко, которые якобы постоянно конкурировали за первенство в этом вопросе. Однако к 2014 г. влияние обоих бизнесменов в украинских политических сферах серьезно пошатнулось. В свете этого обстоятельства ожидаемый приход в Южный китайских компаний под видом строительства НПЗ выглядит вполне логичным завершением длительной внутривидовой конкуренции за порт и ОПЗ между крупными украинскими инвесторами.
Для компании PetroСhina, которая была анонсирована и. о. министра энергетики как партнер Украины по строительству нового НПЗ, ее доминирование на мировом рынке азотных удобрений официально называется как побочное направление развитой химии и переработки нефти и природного газа. При этом товарные потоки нитратов, поставляемые на мировые рынки предприятиями этой компании, достигают нескольких миллионов тонн и существенно превышают параметры работы всех украинских азотных активов Дмитрия Фирташа.
С учетом таких тонкостей ныне анонсированный проект разработки ТЭО нового НПЗ может состояться в заявленном формате. Однако гораздо вероятнее, что привлечение в Украину PetroСhina может оказаться лишь элементом выяснения отношений власти с Дмитрием Фирташем накануне в который раз заявленной приватизации ОПЗ. Как это воспримет менеджмент крупнейшей корпорации КНР, не известно. Впрочем, китайская компания умеет работать на очень сложных локальных рынках. (Ugmk.info/Химия Украины, СНГ, мира)