Химия Украины и мира

Мировой рынок: использование сжиженного углеводородного газа (СУГ) в условиях дефицита ископаемых энергетических ресурсов

Ухудшение экологической ситуации, ограниченное количество природных ископаемых источников энергии, труднодоступность разработки новых месторождений, постоянное удорожание энергоносителей делает использование сжиженного газа весьма популярным в последнее время. Многие страны несколько десятилетий применяют его в хозяйстве и промышленности. Этот газ обладает высокой теплотворной способностью, экологичностью сгорания, он удобен при хранении и транспортировке в сжиженном виде. Все обозначенные характеристики делают возможным использование СУГ в различных направлениях. Он может быть источником тепла, сырьем для нефтехимического производства, применяться в качестве моторного топлива. СУГ – это легкие углеводороды, находящиеся в жидком состоянии при условиях небольшого избыточного давления и нормальной температуры. Его считают побочным продуктом нефтепереработки. Основные компоненты СУГ – пропан, бутан и пропилен, также может содержаться небольшое количество метана, этана, этилена и некоторых других газов.

Использование углеводородного газа увеличилось со 150 млн. т в 1990 г. до более 200 млн. т в настоящее время. Основной процент прироста произошел в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. А страны, у которых инфраструктура развита давно, потребление СУГ не увеличили, но оставили стабильным. 90-е годы характеризовались повышенным мировым спросом на сжиженный нефтяной газ, который был в значительной степени больше объемов производства, а также в 2 раза опережал аналогичные показатели для нефти. В настоящее время Россия производит более 14 млн. т СУГ в год, большую часть из них использует на собственные нужды. Спрос на углеводородный газ в мире неуклонно растет, предполагается, что его потребление к 2020 г. будет оцениваться в 300 млн. т/год. Ведущую роль в этой сфере играют страны Азии. На сегодняшний день можно выделить 4 основные сферы применения СУГ – в коммунальном и промышленном секторах, транспорте и нефтехимии.

Использование СУГ в коммунальном секторе наиболее распространено в азиатских странах – на его долю при-ходится почти 65%. Степень потребления сжиженного газа зависит от особенностей той или иной страны. Факторы, которые определяют объем роста его использования: объективная потребность определенного сектора; наличие в секторе технологий на базе другого топлива; параметры надежности поставок и стабильности рынка сжиженного газа; степень развития инфраструктуры, в которой могут быть организованы хранение и транспортировка СУГ, обеспечение сервиса систем, работающих на этом газе. Почти половина объема расходуемого в мире сжиженного газа используется в коммунально-бытовом секторе. Системы газификации на пропан-бутане обслуживают большое количество различных потребителей. Спектр этот весьма широк: приготовление пищи в небольших частных домах, генерация тепла в крупных поселках, больших коммерческих объектах. Величина спроса на СУГ здесь зависит от территориальных и климатических особенностей страны, величины площадей, которые не охвачены магистральными газопроводами, цен на другие источники тепла. Больше всего СУГ в коммунальной сфере потребляют страны Азии и Восточной Европы. Например, в Польше эта цифра приближается к 60%, а США и Западная Европа находятся на относительно невысоком уровне – 25-30%. В России на коммунально-бытовые нужды используется 19-20% от общего объема сжиженного газа.

На нужды нефтехимического сектора приходится четверть от общего мирового потребления СУГ. Этот сектор характеризуется большим темпом роста и повышенным спросом, базирующимся в регионах с высоким индустриальным развитием. Так, США на нефтехимическую промышленность расходует почти 50% от всего потребления углеводородного газа, Западная Европа – 24%, Азия – только 7%, несмотря на то, что здесь расположены крупные потребители СУГ, такие как Япония и Южная Корея, а также крупные предприятия нефтехимической переработки сжиженного газа. В качестве топлива данный вид газа используют промышленные предприятия в своих системах отопления. С СУГ в этой сфере конкурируют дизельное топливо, мазут и природный газ. Но преимущество пропан-бутана в том, что он более энергоэффективен, экологичен и удобен в хранении. Фактором, сдерживающим более широкое распространение сжиженного газа в данном секторе, является его высокая цена по сравнению с вышеперечисленными видами топлива. Общемировая доля в промышленной отрасли составляет 12,5%. В России нефтехимическая промышленность – самый крупный сектор потребления СУГ. Почти половина от общего объема сжиженного нефтяного газа используется этой сферой. Несмотря на то, то отрасль является самой быстроразвивающейся, в ней существует ряд проблем, которые тормозят показатели роста. Одна из главных – дефицит инвестиций. В последние годы в России растет интерес к использованию СУГ в качестве резервного топлива на предприятиях.

Перспективная сфера для сжиженного газа – автотранспорт. Дешевая и легкодобываемая нефть скоро закончится, острыми становятся вопросы загрязнения окружающей среды автомобильными выхлопами. Ситуация усугубляется увеличением количества автомобилей. Поэтому поиск альтернативных видов моторного топлива и перевод на него автотранспорт актуален как никогда. В качестве решения проблемы выдвигалось использование метанола, биогаза, синтетического бензина, производство гибридных и электрических авто. Но реальным выходом из ситуации может быть только использование сжиженного углеводородного газа или сжиженного природного газа. В России при решении проблемы поиска альтернативного вида топлива нужно учитывать следующие факторы:

– темпы прироста автотранспорта более 5% в год. Обеспечить объемы автопарка такого количества нефтяным топливом в обозримом будущем станет невозможным без разработки трудных месторождений с большой себестоимостью продукта;

– большая часть автомобилей не удовлетворяет экологическим характеристикам двигателей;

– рынок моторного топлива насыщен бензином низкого качества, которое не может соответствовать нормам международных экологических стандартов по выбросам вредных веществ в атмосферу. Производить бензин с повышенными экологическими характеристиками экономически невыгодно, так как требуются дорогие технологии переработки нефти. В итоге повысятся цены на бензин;

– для улучшения экологической обстановки, которая сложилась в России, требуются срочные и комплексные меры по уменьшению нагрузки на окружающую среду, создаваемую автомобильным транспортом. Один из способов решения проблемы – использование газомоторного топлива.

Сырьем для выработки сжиженного газа может выступать попутный нефтяной газ. В этом случае у России есть большие возможности для развития отрасли газомоторного топлива в связи с огромными ресурсами для распространения и развития отрасли производства СУГ. Российские запасы ПНГ составляют, по оценкам экспертов, более 2 трлн. куб. м, а пропан-бутан на рынке моторного топлива является достойным конкурентом по цене с автомобильным бензином. На газ перевели более четверти транспорта.

Производство СУГ в России с 2008 г. по 2013 г. находилось на линии устойчивого роста: с 2008 г. оно выросло на 30,2% и составило 14,8 млн. т. Основная доля предложения сжиженного газа приходится на производство – 92%, импорт составил 0,3% от предложения – 42,4 тыс. т. До 2012 г. страна являлась основным экспортером СУГ. В 2011 г. экспорт остановился на отметке 2,2 млн. т, в 2012 г. – сократился до 2,1 млн. т. Некоторые эксперты предполагают, что у России существует риск потери лидирующих позиций на мировом рынке СУГ. На роль нового лидера выдвигаются США, которые получают огромное количество СУГ из сланцев. Но, тем не менее, российские возможности развития отрасли сжиженного газа имеют большие перспективы в условиях дефицита ископаемых энергетических ресурсов. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version