Химия Украины и мира

СНГ: с 1 июля 2014 года вступает в силу техрегламент Таможенного союза по авиакеросину

Производители авиатоплива и аэропортовые заправщики недовольны новым техническим регламентом Таможенного союза, который вступает в силу 1 июля. В документ не попала одна из самых популярных марок авиакеросина, что может привести к остановке мощностей и дефициту в 1 млн. т топлива в год, говорят нефтяники. Изменения в документ готовятся, уверяют чиновники, а авиаторы не считают проблему серьезной. Но у нефтяников и заправщиков к нему остается масса вопросов, в том числе в отношении требований безопасности.

“ЛУКойл” обеспокоен тем, что в технический регламент Таможенного союза (ТС) по топливу, который вступит в силу 1 июля, не внесена марка авиакеросина РТ (реактивное топливо высшей категории), следует из письма первого вице-президента компании Владимира Некрасова вице-премьеру Дмитрию Рогозину. В регламенте указаны только 2 марки топлива для реактивных двигателей – ТС-1 и “Джет А1”, что, по мнению “ЛУКойла”, приведет к прекращению производства РТ и дефициту авиакеросина. РТ, вырабатывающееся из высокосернистой нефти, используется в гражданской авиации и является основным топливом для военных самолетов. По словам источника на рынке, это одна из самых популярных марок из-за ее высокой смазывающей способности. В 2013 г. “ЛУКойл” выпустил самые большие объемы РТ – 670 тыс. т, “Роснефть” – 550 тыс. т, Орский НПЗ – 340 тыс. т, “Башнефть” – 125 тыс. т, “Татнефть” – 55 тыс. т. В целом это около 1,75 млн. т авиакеросина – примерно 17,5% от его совокупного производства (10 млн. т), говорит Максим Назаров из Reuters. По его расчетам, внутреннее потребление авиакеросина составляет около 9 млн. т, при прекращении производства РТ на рынке будет дефицит в 1 млн. т топлива (около 10%). При этом введение регламента придется на июль – пик потребления авиатоплива, добавляет эксперт. Источник на рынке добавляет, что технической возможности перенастроить производство топлива с РТ на ТС-1 нет.

Техрегламент ТС был принят в 2011 г. и сразу стал предметом критики нефтяников. Но правительство лишь сместило дату вступления документа в силу – с 1 января на 1 июля 2014 г., пояснил один из источников на рынке. Собеседники в нефтекомпаниях заявили, что недоумевают, по какой причине марка РТ не была в него внесена. В частности, в “Роснефти” говорят, что компания не раз просила “уточнить формулировки и положения техрегламента и устранить возможность их двойного толкования”. Источник в одной из нефтекомпаний добавил, что из документа нужно убрать указание конкретных марок авиатоплива, как это сделано в действующем техрегламенте для автобензинов, дизельного топлива, мазута.

В пресс-службе Евразийской экономической комиссии сообщили, что документ, в который включены требования к топливу РТ, “подготовлен” и находится на внутригосударственном согласовании. Представитель Дмитрия Рогозина отметил, что документ находится на рассмотрении в аппарате правительства. В Минэнерго, которое в 2013 г. совместно с нефтяниками обсуждало изменения техрегламента, и в Минобороны ситуацию не комментируют.

“Отсутствие РТ в техрегламенте – не единственный его недочет”, – говорит источник в одном из московских ТЗК. По его словам, основной проблемой могут стать поправки, которые смягчают требования к авиакеросину. Они уступают и российскому техрегламенту, и международным стандартам, что может снизить безопасность полетов воздушных судов. Кроме того, из регламента убрали независимую проверку НПЗ, контроль качества авиатоплива отдается самим нефтяникам. По словам представителя ГК “Аэрофьюэлз”, сейчас действует многоступенчатая система контроля качества, но новый регламент предполагает только контроль керосина в лаборатории ТЗК и визуально – перед выдачей топлива из заправщика.

Опрошенные авиакомпании и производители авиатехники ситуацию комментировать не стали. В “Трансаэро” отметили, что отсутствие марки в техрегламенте больше затронет его производителей, перевозчик может закупать любое подходящее топливо. Собеседник на рынке замечает, что снижение качества может вызвать претензии у производителей двигателей: они могут требовать более частого техобслуживания. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version