Химия Украины и мира

Украина: дальнейшая судьба ПАО «Одесский НПЗ» не ясна

“Восточно-европейская топливно-энергетическая компания” (ВЕТЭК) Сергея Курченко пришла к своему закату. Со сменой власти в Украине он довольно быстро ретировался в другую страну, но оттуда его управление группой нельзя назвать эффективным. Окончательный крест на ВЕТЭК поставила история Одесского НПЗ (ОНПЗ), которая сама по себе довольно примечательна.

До Курченко владельцем ОНПЗ являлся российский “ЛУКойл” Вагита Алекперова. До октября 2010 г. завод работал, однако после встал на плановый ремонт, из которого не вышел. В том году завод снизил объемы переработки по сравнению с 2009 г. на 29,4% до 1,4 млн. т при мощности 2,8 млн. т. Причины остановки тогда оглашались такие: не лучшая ситуация на украинском рынке нефтепродуктов, а также изменение схемы поставок сырья.

Проблема поставок была проста: ранее ОНПЗ получал нефть по трубам “Приднепровских магистральных нефтепроводов”. В 2010 г. по ним стали прокачивать азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ в Полтавской области, контролируемый группой “Приват” Игоря Коломойского, который поссорился с поставщиками и тем самым втянул в конфликт прямого конкурента, заблокировав ему поставки. Правительство и “ЛУКойл” не единожды поднимали вопрос пуска завода. При этом компания Алекперова намеревалась начать поставки казахской нефти посредством ж/д сообщения. В 2011 г. тогдашний глава Минэнерго Юрий Бойко поручил создать рабочую группу по пуску одесского завода, но до 2013 г. вопрос не решился. В феврале 2013 г. министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявлял, что завод заработает в марте. Пуск ОНПЗ тогда так и не состоялся, а произошло другое значимое для предприятия событие. 26 февраля в СМИ впервые прозвучала информация о том, что почти неизвестная на топливном рынке компания “Газ Украины 2009” интересуется заводом. При этом в кулуарах источниками назывались немалые суммы, за которые россияне согласились бы избавиться от мертвого актива – около $250 млн. В итоге 99,57% акций ПАО “ОНПЗ” отошли новосозданной компании ВЕТЭК, а сделка была закрыта в начале июля 2013 г. Из интервью Курченко журналу “Форбс” можно сделать вывод, что приобретение ОНПЗ обошлось харьковскому предпринимателю примерно в $125 млн. Впрочем, реальную цену предприятия так и не удалось узнать – на рынке полупрозрачный ответ олигарха назвали заниженным по причине того, что “ЛУКойл” до продажи вложил в модернизацию оборудования около $160 млн., продавать актив по заниженной цене явно не входило в планы В. Алекперова.

У Курченко пообещали пустить завод и заключили в апреле с “ЛУКойлом” контракт на поставки сырья на $1,98 млрд. сроком на год, по которому в среднем за месяц предприятие должно получать 180-200 тыс. т тяжелой нефти сорта Urals. Ставку в ВЕТЭК сделали на морскую перевалку, осуществляемую в Одесском торговом морском порту. На официальном сайте ОМТП указано, что перевалку в его нефтегавани производят три оператора: ОАО “Эксимнефтепродукт”, ОАО “Одеснефтепродукт”, ЗАО “Синтез Ойл”. Первые два, по информации СМИ, входят в сферу интересов группы Игоря Коломойского. А “Синтез Ойл” связывают с бизнесменом Александром Жуковым, который тесно сотрудничает с Коломойским в британской нефтяной компании JKX Oil & Gas. Казалось бы, проблема с поставками решена, однако завод достаточно долго простаивал. Слухи о его пуске возникали регулярно, но дальше разговоров дело не шло. 12 сентября танкер Intisar под флагом Мальты, прибывший из Новороссийска, пришвартовался у причала нефтегавани Одесского морского торгового порта. На борту находились 79,9 тыс. т нефти, которая предназначалась для Одесского НПЗ. Однако последний не спешил начинать переработку – старт крекинга на предприятии начался только в конце сентября, хотя в управляющей компании уверяли, что в начале октября завод был готов к первым поставкам сырья на рынок. Объемы потребления светлых нефтепродуктов в Украине в 2013 г. составили 9,9 млн. т. ОНПЗ с его глубиной переработки в 51% и способностью производить количество бензина и дизельного топлива в соотношении 30/70 в годовом объеме мог занять нишу в 9% и 14% украинского потребления с 840 тыс. т ДТ и 360 тыс. т бензина качества Евро-5. И с этого началось самое интересное. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в 2013 г. Одесский НПЗ переработал 345,6 тыс. т нефтяного сырья, выпустив 17,4 тыс. т бензинов, 53 тыс. т дизельного топлива и 126 тыс. т мазута. И кому-то он должен был это продать. В конце января 2014 г. в “ЛУКойле” признались, что приобрели пробную партию ДТ производства ОНПЗ объемом 1 тыс. т, однако от дальнейших поставок отказались. На остальной товар Курченко покупателя найти удалось. Одесский завод способен из 200-235 тыс. т нефти получать около 50-60 тыс. т вакуумного газойля и примерно столько же мазута в месяц, покупать его согласились 2 крупнейших мировых нефтетрейдера – Vitol и Trafigura.

При показном успехе контрактов ВЕТЭК не везло с условиями. Завод был переведен в режим рециркуляции с 1 февраля из-за отсутствия сырья для переработки. Погода, установившаяся в Одесском порту, не позволяла подойти танкеру и произвести переналивку сырья. В середине месяца завод все же заработал, однако его постигла новая напасть. 25 февраля Управление по борьбе с экономической преступностью начало проверку по обращению народного депутата Инны Богословской о причастности предприятия к схемам по контрабанде нефтепродуктов по статье “Злоупотребление властью”. Двумя днями ранее И. Богословская в ходе выступления в сессионном зале Верховной Рады призвала Генпрокуратуру возбудить уголовное дело по факту контрабанды около 100 тыс. т нефтепродуктов фирмами Сергея Курченко. “Мы просим СБУ и ГПУ срочно арестовать эти активы”, – заявила она. С приходом представителей УБЭП завод был опечатан. Эксперты рынка советуют не особо сокрушаться по поводу выпадения завода из обоймы. “Завод начал работать несколько месяцев назад, его доля на рынке составила около 5%. Скорее всего, этот объем будет заполнен за счет импорта топлива. По большому счету, не стоит ожидать существенных изменений на рынке”, – говорит аналитик компании UPECO Александр Сиренко.

Впрочем, пока не ясна дальнейшая судьба завода. По информации издания “Коммерсант-Украина”, Сергей Курченко занят попыткой решить вопрос долгов за поставки нефти на НПЗ. “ЛУКойл” и “Роснефть” до сих пор, похоже, оплаты за поставки не получили. Долг перед компанией Сечина превысил $150 млн., что сопоставимо со стоимостью покупки актива. В издании также допускают, что одесский завод может быть передан компании за долги. Таким образом, предприятие дополнит обойму нефтеперерабатывающих компаний в Украине, в которую входит запускаемый летом Лисичанский НПЗ (работает по толлинговой схеме и в основном для российского рынка).

Есть и другие мнения. Источник, близкий к правительству, сообщил, что Одесский НПЗ в связи с производством по контрабандному делу будет национализирован и перепродан другому собственнику. В качестве интересанта собеседник назвал Игоря Коломойского, который сможет поставить завод в связку со своим Кременчугским активом. Но как к подобному повороту событий отнесутся в “Роснефти” и банке ВТБ, в залоге у которого пребывает имущество ПАО “ОНПЗ”? (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version