Министерство финансов Украины инициировало отказ от дифференцированной ставки акциза на дизельное топливо и фиксацию его на уровне EUR98/т. Соответствующий законопроект планируется внести в Верховную Раду. В “Консалтинговой группе А-95” считают, что этот шаг будет иметь ряд негативных последствий, среди которых рост цен для потребителей и стимулирование поставок низкокачественного дизтоплива российского производства в ущерб поставкам более качественных марок.
С 2007 г. в Украине действует дифференцированная ставка акциза на ДТ, работающая по принципу “выше качество – ниже налог”. Поскольку поставки высококачественных сортов топлива стандартов Евро-4 и Евро-5 были выгоднее, такой подход привел к ускоренному переходу страны на их использование. По итогам 2013 г. они занимали более 90% рынка. Унификация акциза сделает более выгодной поставку низкокачественного и дешевого дизтоплива стандарта Евро-3, которое сегодня преимущественно поставляется из России, считают эксперты. “Для сохранения статус-кво необходимо как минимум сохранить дифференцированную шкалу налога, пропорционально увеличив каждую ставку”, – считает директор “А-95” Сергей Куюн. Однако эксперты считают, что повышение акциза является хоть и самым легким путем увеличения доходов бюджета для правительства, но отнюдь не самым эффективным, так как нанесет ощутимый удар по экономике и потребителям. По расчетам экспертов, предложенное увеличение акциза приведет к росту цены на ДТ на 70 коп./л, что прежде всего ударит по промышленному сектору – основному потребителю данного нефтепродукта в Украине. Это создаст дополнительное давление на потребителей в условиях нынешних рекордных цен, спровоцированных валютным кризисом.
В качестве альтернативной меры по наполнению бюджета страны за счет топливных акцизов эксперты предлагают усилить администрирование акцизного сбора. Речь идет о борьбе с кустарным производством нефтепродуктов, выпуском так называемых альтернативных спиртсодержащих топлив и контрабандой. По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, в 2013 г. объем теневого рынка нефтепродуктов составил не менее 2,5 млн. т, или четверть потребления, в результате чего госбюджет недополучил около 8,5 млрд. грн. акциза и НДС. “Без ликвидации теневого рынка любое увеличение акцизов не будет иметь ощутимого эффекта с точки зрения наполнения бюджета”, – сказал С. Куюн. Он отметил, что наиболее ощутимым источником увеличения поступлений в госбюджет от нефтегазовой отрасли Украины является увеличение рентных платежей в добывающей отрасли. Снижение ставок ренты на добычу нефти привело к потерям госказны и наращиванию прибыли нефтяных компаний, которые вопреки обещаниям не инвестировали ее в наращивание ресурсной базы. “В отличие от повышения акцизов, которое почувствуют все потребители и экономика в целом, увеличение ренты не приведет к росту цен на товары народного потребления и даст во много раз больший приток средств в госбюджет”, – уверен С. Куюн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)