ПАО “Укргаздобыча” (принадлежит НАК “Нафтогаз Украины”) намерено выпустить опытную партию смесевых бензинов. Как отметил замглавы правления компании Вадим Шленчак, процесс установки смешивания автомобильных бензинов на Шебелинском ГПЗ на сегодняшний момент находится на завершающем этапе строительства и ввода в эксплуатацию. “Он позволит перейти на более высокий уровень выпуска автомобильных бензинов, а также наладить производство альтернативных видов топлива”, – уточнил он.
Сейчас проводятся технические мероприятия и корректировки плана тендерных закупок для приобретения компонентов, в мае-июне планируется производство опытной партии – около 2 тыс. т. Впоследствии компания рассчитывает наладить выпуск альтернативных топлив в объеме 5 тыс. т/мес.
С 1 июля 2013 г., когда закончилось действие ДСТУ 4063-2001, бензины шебелинского производства были вынуждены уйти с украинского рынка. “Укргаздобыча” наладила экспорт в порты Балтии. В частности, в январе-феврале компания отгрузила на внешние рынки около 30,8 тыс. т бензинов. Основной причиной низкого качества шебелинской продукции является отсутствие модернизации мощностей. Среди необходимых проектов специалисты выделяют два: установку изомеризации и гидроочистки, которые помогут снизить содержание соответственно бензола и ароматических углеводородов в бензинах и серы в дизельном топливе. В марте 2014 г. был назначен новый менеджмент ПАО “Укргаздобыча”, который заявил, что в связи с тяжелейшим финансовым положением компании углубленная модернизация Шебелинского ГПЗ проводиться не будет. В то же время новые управленцы заявили о намерении искать пути возвращения шебелинской продукции на рынок моторных топлив.
Ранее компания имела опыт производства альтернативных топлив. С 2011 г. в сотрудничестве с топливным оператором “БРСМ-Нафта” велось производство бензинов альтернативных А-95е40. Однако вскоре данная программа была свернута по неизвестным причинам. Тема альтернативных топлив активно звучит в последнее время в связи с активным увеличением объемов данной продукции на рынке. Катализатором послужил Закон “Об альтернативной энергетике”, которым выпуск моторных топлив с содержанием более 30% неуглеводородных компонентов получили ощутимые льготы по налогообложению акцизным сбором (нулевая ставка) и налогу на прибыль.
На сегодня промышленное производство данной продукции налажено на НПЗ “Укртатнафта”. Реализуется она в сети группы “Приват” под маркой E95 Super, сетью “БРСМ-Нафта” (А-95Е Премиум+), столичной сетью “КЛО” (Е95-40), полтавской “Надеждой” (Turbo А-92e40) и донецкой сетью “Агро-Нафта” (Аб-92 EXTRA е40, Аб-95 EXTRA е40 и Аб-98 EXTRA е85). Ранее крупными поставщиками также выступали мариупольская компания “АНК” (Innovative Е95, Е92, Е80) и донецкая “Биохим Групп” (Gepard 95, A-92a, A-95a и А-98а). Отзывы потребителей по поводу качества данного топлива неоднозначны. Кроме того, распространено мнение об использовании преференций при производстве альтернативных топлив для ухода от налогообложения. Одной из главных проблем развития и популяризации альтернативных топлив в Украине эксперты называют отсутствие комплексных исследований смесевых бензинов, их характеристик и влияния на топливную систему автомобиля и окружающую среду. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)