В ближайшее время Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») резко нарастит производственные показатели. Этот ренессанс предприятию обеспечит его хозяин Игорь Коломойский, рассчитывающий направить на переработку сырье из ключевых нефтетранспортных коридоров страны.
Шанс порулить нефтяными потоками в Украине представился Игорю Коломойскому еще в 2009 г., когда близкий ему Александр Лазорко возглавил госпредприятие “Укртранснафта”. Его основной задачей стало обеспечение нефтью входящего в состав “Привата” Кременчугского НПЗ, но справиться с ней оказалось непросто: сырьевые проблемы завода стали следствием блокады со стороны России, таким образом отреагировавшей на корпоративную войну между “Приватом” и инвесторами из Татарстана. Единственной возможностью обеспечения предприятия сырьем оставался импорт из Каспийского региона. В 2010 г. схема работы Приднепровских магистральных нефтепроводов изменилась – началась реверсная прокачка азербайджанской нефти. Но большие затраты на логистику и сырье привели к тому, что последние 2 года КНПЗ прозябает: среднегодовой объем переработки сырья составляет 2,5-3 млн. т при производственном потенциале 18 млн. т.
Сейчас Коломойский реализует новый план, организовывая альтернативные каналы подачи сырья. Для этого на переработку будет направлена так называемая технологическая нефть, которую “Укртранснафта” использует для перекачки коммерческой по своим магистралям. Недавно началась передача ресурса из канала Херсон – Снигиревка – Кременчуг. Пока речь идет о символических объемах (в общей сложности 40 тыс. куб. м нефти), поэтому говорить о начале восстановления полноценной работы КНПЗ не приходится. Тем не менее, осушение нового нефтяного канала принесет Коломойскому дивиденды. Ведь от этой трубы отрезан Херсонский нефтеперерабатывающий завод. С формальной точки зрения ничего страшного не произошло – ХНПЗ и так находится в простое более 6 лет, а его мощности превратились в металлолом. Но на практике отделение ХНПЗ от подачи сырья создает юридические предпосылки для того, чтобы лишить его звания отечественного производителя нефтепродуктов. Для его бенефициара – лидера депутатской группы “Суверенная европейская Украина” Игоря Еремеева – это трагедия, поскольку данный статус позволял ему участвовать в тендерах предприятий министерств инфраструктуры и обороны, ежегодно закупающих нефтепродукты на миллиарды гривен.
Не желая терять возможность освоения этих бюджетов, Еремеев включился в борьбу с днепропетровским тезкой. Его первыми шагами стали попытки обездвижить упомянутую нефть на станции Снигиревка при помощи правоохранителей. Формальным поводом для этого послужила откачка из трубопровода вместе с нефтью “Укртранснафты” сырья компании ООО “Тирас-Арс”, входящей в состав Западной нефтяной группы Еремеева. Даже если в ходе процессуальных действий эта информация подтвердится, максимум, чего удастся добиться Игорю Еремееву, – восстановить свои права на небольшую партию нефтяного сырья. Но это не поможет ему сохранить за Херсонским НПЗ право оперировать званием отечественного производителя.
Вполне вероятно, что тендерная нейтрализация херсонского завода и есть основная цель, которую преследовал “Приват”. При таких условиях Коломойский остается единственным украинским инвестором местных НПЗ (Одесский и Лисичанский входят в состав российских бизнес-групп). И именно его скоро можно будет считать тендерным фаворитом.
Ранее Минобороны акцентировало предложение Кременчугского НПЗ по поставке 13 тыс. т нефтепродуктов на 180 млн. грн. Если сейчас эту эстафету поддержат железнодорожные госпредприятия, тендерную эпоху Еремеева можно будет считать завершенной. (Комментарии/Химия Украины и мира)