Химия Украины и мира

Россия: у рынка ПВХ-линолеума большой запас прочности

Восемь-десять лет назад, когда рынок напольных материалов находился в состоянии бума, складывалось впечатление, что традиционные виниловые покрытия бессильны перед наступлением новых напольных материалов. Однако оказалось, что у рынка ПВХ-линолеума огромный запас прочности.

Производство линолеума

В 2003 г. ПВХ-линолеум занимал более половины всего рынка напольных покрытий. За прошедшее десятилетие рынок линолеума почти постоянно рос и увеличился в объеме на 60%, но в относительном выражении сократился, поскольку другие сегменты рынка, в первую очередь ламинат, плитка, керамогранит, развиваются еще более активно и теснят традиционные напольные материалы.

Спрос на линолеум, как и 10 лет назад, в основном обеспечивается силами внутреннего производства. Наиболее высокими темпы производства были до кризиса – по 20%. В 2007 г. российские компании выпустили 131,1 млн. кв. м линолеума, в 2008 г. – 129,1 млн. кв. м, а в 2009 г. на 9,8% меньше – 116,4 млн. кв. м Однако производство быстро восстановилось и в 2010 г.у было выпущено столько же, сколько в 2008 г., а в 2011 г. на 2,5 млн. больше, чем до кризиса. В 2012 г. прирост составил 6,5% и объем выпуска дорос до 142 млн. кв. м. В 2013 г. практически все сегменты рынка напольных покрытий испытали трудности со сбытом, рынок линолеума не стал исключением. Скорее всего, в 2014 г. в производстве также произойдет снижение.

Российские производители

Около 70% российского линолеума производится на конвейерах самарского завода “Таркетт”. Это российское подразделение немецкого концерна, которое работает на российской территории с 2000 г. Несмотря на то, что концентрация производства в целом увеличивается (в 2005 г. функционировали 18 заводов, было выпущено 83 млн. кв. м линолеума, в 2013 г. 141 млн. кв. м был произведен силами 10 заводов), “Таркетт” сохраняет свою долю практически неизменной. Это предприятие было и остается бесспорным лидером на российском рынке линолеума. У компании самый широкий ассортимент: бытовой и полукоммерческий линолеум, коммерческий гомогенный и коммерческий гетерогенный линолеум, специальные ПВХ покрытия, покрытия для транспорта.

Производители линолеума из ПВХ в России, кв. и

Предприятие, торговые марки Регион Выпуск

до 2009-2010 гг.

Выпуск

после 2009-2010 гг.

Приволжский федеральный округ
ЗАО “Таркетт” (Таркетт, Синтерос, Полистил) Самарская обл. 70-90 млн. 80-95 млн.
ООО “Стройпластмасс-СП” (Ликонт) Ульяновская обл. 9-12 млн. 4-6 млн.
ОАО “Полимерстройматериалы” Самарская обл. 2-3 млн. 1-2 млн.
ООО “Нижегородский линолеум” (“ТехноТекс”) Нижегородская обл. 200-800 тыс. 150-200 тыс.
Нефтекамское производственное объединение искусственных кож Башкортостан 500-800 тыс. 0
ОАО “Завод Искож” Марий Эл 200-600 тыс. 0
ЗАО “Казанский завод искусственных кож” Татарстан 100-300 тыс. 0
Северо-Западный федеральный округ
ООО “Комитекс Лин” Республика Коми 15-25 млн. 21-23 млн.
ООО “Новобалт-Евролин” Новгородская обл. 2-3 млн. 1-2 млн.
Центральный федеральный округ
ООО “Ютекс Ру” Владимирская обл. 0 13-15 млн.
ООО “Щекинский линолеум” Тульская обл. 2-3 млн. 1-2 млн.
ООО “Форбо-Калуга” Калужская обл. 600-800 тыс. 400-500 тыс.
ОАО “Мосстройпластмасс” Московская обл. 5-7 млн. 0
ОАО “Химволокно” Тульская обл. 1-2 млн. 0
ООО “Полимер” Тульская обл. 700-900 тыс. 0
ЗАО “Каландр” Тульская обл. 400-900 тыс. 0
ОАО “Камертон” Тульская обл. 300-900 тыс. 0
Уральский федеральный округ
ОАО “Стройпластполимер” Свердловская область 200-300 тыс. 10-20 тыс.

Источник: расчеты агентства NEXVER Report на основе данных Росстата.

Второе место в объеме производства долгое время удерживает завод “Комитекс Лин”, который расположен в Сыктывкаре и работает более 10 лет. Сейчас на его долю приходится 15% от общего выпуска, что в условиях доминирующего положения гиганта “Таркетт” является неплохим рыночным результатом. Правда, в 2010 г. эта доля составляла 18%. Причиной постепенного вытеснения предприятия с занятых позиций является новый завод “Ютекс”. У группы компаний “Ютекс” имеется 2 завода для производства виниловых покрытий. Один находится в Словении, а другой, “Ютекс РУ”, начал производство в 2010 г. в России, во Владимирской области. Среди предлагаемых российским заводом покрытий представлены традиционный бытовой, полукоммерческий и коммерческий линолеум, а также линолеум на текстильной основе. Доля четвертого игрока – ульяновского предприятия ООО “Стройпластмасс-СП” – в последние годы заметно снижается, и если в 2005 г. его выпуск составлял 12% от общероссийского, то в 2013 г. – не больше 3%. Это связано не только с экспансией более крупных игроков, но и с высокой продуктовой диверсификацией предприятия – завод выпускает не только линолеум (на нетканой иглопробивной основе), но и пленочные материалы, искусственные газоны для футбольных полей, герметики, пенополистирольные плиты, ПЭ трубы и другую продукцию.

На российских просторах продолжают работать и другие предприятия, производящие виниловые напольные покрытия: ООО “Новобалт-Евролин”, ООО “Щекинский линолеум”, ОАО “Полимерстройматериалы”, ООО “Форбо-Калуга”, ООО “Нижегородский линолеум”, ОАО “Стройпластполимер”. Ассортимент этих предприятий варьируется от традиционных видов бытового линолеума, выпускаемого по ГОСТам, до специальных покрытий – коммерческих, транспортных, антистатических и т.д.

Импортный линолеум на российском рынке

Доля импортного линолеума составляет в настоящее время около 18-19%. Основная доля импортного линолеума – коллекции коммерческих, износостойких линолеумов, которые в России производятся в небольшом количестве. Коммерческие покрытия приемлемого качества по доступной цене в РФ выпускает практически только “Таркетт”, а для активно развивающегося рынка коммерческой недвижимости выпуска одного производителя недостаточно. Именно этот сегмент рынка выглядит наиболее перспективным в отличие от рынка бытовых напольных покрытий, где более востребованными становятся комбинированные материалы, с ростом содержания древесных компонентов против синтетических наполнителей.

В условиях кризиса создавалось впечатление, что линолеуму легче всего будет пережить этот непростой период. В действительности же оказалось, что этот популярный и недорогой материал также подвержен рискам, как и более дорогие покрытия. Одной из причин проблем рынка линолеума в 2008-2009 гг. стал его “перегрев” непосредственно перед кризисом: при росте внутреннего производства наблюдался довольно высокий импорт. После кризиса рынок линолеума снова стал расти, как и другие сегменты рынка.

Особой тенденцией последних лет стало увеличение в объеме импорта виниловых покрытий доли штучного линолеума, то есть плитки ПВХ. В 2013 г. на долю плитки пришлись 33% от всего импорта линолеума. При этом рыночная стоимость плитки в 3-4 раза дороже рулонного линолеума.

Цены на линолеум

Разброс цен на виниловые покрытия довольно широк. Линолеум на российском рынке встречается различного уровня и качества. Розничные цены на бытовой линолеум начинаются от 120 руб./кв. м и могут достигать 700-800 руб., а в среднем составляют 200-300 руб. Если посмотреть на сегмент самого распространенного класса (так называемого полукоммерческого линолеума), то его средняя стоимость находится на уровне 350-360 руб./кв. м. Износостойкие коммерческие линолеумы стоят 400-500 руб./кв. м. Самые дорогие ПВХ-покрытия – плитка и спортивные материалы, цена таких покрытий в среднем составляет 900-1000 руб./кв. м, но может достигать 1500 руб.

Если рассматривать ценовые различия в разрезе торговых марок, то самым дешевым линолеумом на российском рынке является “Винисин” украинского производства (подразделение “Таркетт”) и другой украинский линолеум “Алекс-3”. В средней ценовой категории находятся практически все марки российского производства: “Синтерос”, “Полистил”, “Таркетт” (один и тот же производитель), “Комитекс Лин”, “ТехноТекс”, “Ютекс”, а также марки восточно-европейских компаний можно приобрести по цене от 200 до 300 руб./кв. м. Самый дорогой бытовой линолеум импортного производства – Beauflor, IVC, LG Hausys, Grabo, Forbo, Armstrong, Rose Rosa, Finefloor, Amtico – завозится в Россию из Германии, Франции, Австрии, Южной Кореи и некоторых других стран.

Развитие рынка линолеума, основные тенденции

Основная тенденция рынка – продолжение вытеснения линолеума более новыми материалами, в первую очередь ламинатом. Сейчас доля ламината достигла 21%, тогда как в 2004 г. – чуть более 10%. Другие конкуренты линолеума тоже чувствуют себя неплохо. Положение ковролина выглядит устойчивым – в 2012-2013 гг. он занимал 8-9%, как и 10 лет назад. Сегмент напольной керамической плитки долгое время удерживал стабильную долю в 20-22%, но к 2013 г. вырос до 25%. 2013 г. стал непростым для всех видов напольных покрытий. Снизился спрос на ламинированный паркет, который до этого рос весьма активными темпами. Рынок линолеума в 2013 г. потерял от 1% до 2% своего объема.

Очевидно, что трудности носят общий характер, рынок напольных материалов отреагировал на макроэкономические сигналы – снижение роста ВВП и промышленного производства, замедление прироста реальных доходов. В целом же сегмент виниловых покрытий к настоящему времени сформировался как полноценный рынок с огромным ассортиментным разнообразием. Этот рынок имеет собственные внутренние сегменты и продуктовые ниши, в рамках которых “живут” материалы с принципиальными различиями в технических характеристиках, с широким диапазоном текстур и расцветок. Таким образом, рынок линолеума обладает хорошим потенциалом, который давно накопился и ждет благоприятных условий для дальнейшего развития. (stroyka.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version