Химия Украины и мира

Украина: контрабандное топливо теряет позиции

Привлекательная цена нефтепродуктов в ближайшем зарубежье была и остается сильным стимулом для контрабандистов. Нелегальная поставка нефтепродуктов составляет целый бизнес в приграничных регионах. Несмотря на то, что большая часть контрабанды просачивается на наш рынок, нужно обратить внимание на интересные цифры статистики изъятого пограничниками. За 2013 г. на границах было остановлено около 163 тыс. л контрабандных нефтепродуктов, в 2012 г. – 781 тыс. л. Статистика, предоставленная пограничной службой, проливает свет на ряд закономерностей. Она позволяет оценить объемы контрабанды, направления, ресурсные предпочтения и динамику.

Потоки с востока

За последние 5 лет пограничники обнаружили 130 разноплановых подземных коммуникаций, проложенных через госграницу. Это более чем 2 незаконных трубопровода в месяц. За тот же отрезок времени остановлено функционирование 65 баз перекачки и хранения нефтепродуктов. Пик контрабанды приходится на зимнее время, когда обнаружение продуктопроводов осложнено природными условиями. Тем не менее за 3 месяца 2014 г. было задержано порядка 8,5 тыс. л контрабандного ресурса.

Главный сухопутный поток контрабанды идет из России – в 2013 г. из РФ пришли 11,5 тыс. л (95%) всех изъятых на суше нефтепродуктов. Открытая рана украинской границы находится в двух районах Луганской области: в Свердловском и Краснодонском. 99% всех выкопанных службами труб пролегали именно здесь. Для незаконных поставок используются разнообразные методики: от доукомплектации автомобилей дополнительными топливными баками до строительства подземных резервуарных парков с системами трубопроводов, компрессорными приводами и применением технологии горизонтального бурения.

В 2013 г. ДТ российского происхождения было изъято меньше, чем бензинов, в то время как ранее российский дизель был главным предметом нелегального ввоза в Украину. Объемы изъятой российской солярки динамично снижаются из года в год. Если в 2010 г. показатель превышал 114 тыс. л, в 2011 г. – 36,6 тыс. л, в 2012 г. – 9,6 тыс. л, то в 2014 г. он составил 4,8 тыс. л. Впору было бы задуматься, что такие изменения зависят от снижения эффективности работы пограничников и спецслужб, а не уменьшения доли контрабандного продукта. Однако это не так. Главным подтверждением того, что контрабанда российского ДТ снизилась по факту, служит статистика изъятых бензинов. Так, на протяжении 2011-2013 гг. эти цифры колебались в стабильных пределах 6,2-6,5 тыс. л. Это свидетельствует об относительно устойчивом его потоке в Украину, а также о том, что объем контрабанды ДТ, поступающий в Украину, претерпел серьезные изменения.

В условиях угрозы оккупации восточных областей погранслужба существенно насытила пункты пропуска, также повышенное внимание уделяется периметру государственной границы. Введен ужесточенный режим пребывания в стране российских граждан и проводится максимально строгий досмотр. Все это повлияет на контрабандистов. Однако на карте страны де-факто появилась новая граница, отделяющая от Украины Крым. Именно Крым в ближайшем будущем может стать главным центром контрабанды, а также колыбелью десятка новых схем в атмосфере юридической и технической неподготовленности украинских служб.

Нелегальные объемы с моря

Несмотря на традиционно большее внимание к восточной границе и привычное восприятие сообщений о новых трубопроводах, самые большие нелегальные объемы заходили с моря. 92% изъятых нефтепродуктов были задержаны морской погранслужбой. В контрабанде на воде главная роль отведена мазуту – 88 тыс. л было изъято в 2013 г., объем ДТ – 58,2 тыс. л. Охрана морских границ сегодня находится под большим вопросом. Погранслужбе удалось отвести свои катера в акваторию Азовского моря после начала захвата украинских ВМС. Тем не менее, контроль в акватории Черного моря существенно подорван, пограничники, по сути, остаются заблокированными в Азовском море.

Значительно меньший поток контрабандных нефтепродуктов наблюдается на границах с другими соседями. На украинско-польской границе в 2013 г. задержаны 519 тыс. л (4,3%) топлив. В данном случае поток идет в реверсном режиме. Граждане Украины стремятся вывезти нефтепродукты для продажи их на территории Евросоюза по более высоким ценам. На Западе нефтепродуктопроводы не практикуются из-за отсутствия возможности свободного перемещения в приграничных районах. Кроме того, наблюдая динамику роста цен в Украине, можно ожидать изменения направления этого потока.

Контрабанда снижается

Госпогранслужба видит главной причиной снижения объемов контрабанды повышение эффективности собственной работы по предупреждению нелегального ввоза нефтепродуктов в Украину. Для этого, как отмечают в службе, начато использование специальной техники для обнаружения поземных коммуникаций, геологических радаров большой мощности. Также вдоль восточной границы совершаются постоянные наблюдательные полеты самолета Diamond 42, который помог обнаружить 42 базы хранения топлива. Впрочем, причин значительно больше. В частной беседе с силовиками Луганской области отмечался тот факт, что “россияне сами взялись за трубы”. Не следует забывать, что экспортная пошлина, которой облагаются все экспортируемые из РФ продукты нефтепереработки, составляет $345,9/т для бензинов и $249,8/т для ДТ. Подсчет недополученных средств от вытекаемых за рубеж нефтепродуктов активизировал ФСБ и пограничников. Кроме того, основу контрабанды всегда составляли нефтепродукты с бесчисленных российских “самоваров”, войну которым объявило высшее руководство страны. Сегодня еще работающие мини-НПЗ РФ сосредоточились на первичной переработке и выпуске темных нефтепродуктов, не находя возможностей для сбыта светлых.

Другой важной причиной стал внутриукраинский спрос. Сегодня не так легко найти сбытовика, который согласится торговать контрабандным продуктом низкого качества. Сетевики, которые еще 7-8 лет назад прибегали к сбыту подобной продукции, сегодня являются главной силой противостояния и воспринимают ее в качестве угрозы своему доброму имени.

Не менее важная причина относится к легализованной контрабанде. По сравнению с ней черная контрабанда составляет каплю в океане украденного. В полной мере объемы и эффекты от всех использованных схем еще предстоит оценить. (Oilnews.com.ua/С миру по нитке)

 

Exit mobile version