Показав рекорд потребления в 2013 г., рынок сжиженного газа останавливаться не собирается. Об оживлении продаж говорят все участники рынка: от установщиков газобаллонного оборудования (ГБО) до крупных оптовых трейдеров. Это неудивительно, учитывая шокирующие цены на бензин. В отличие от последнего, подорожавшего за последние недели более чем на 30%, пропан-бутан за этот же период времени прибавил в цене менее 10%. Это стало результатом революционных изменений на рынке, которые заключаются в усилении конкуренции и, как следствие, должны гарантировать в дальнейшем приемлемый ценовой уровень для потребителей.
Итоги I квартала 2014 г. засвидетельствовали продолжение тенденции 2013 г. – рост потребления сжиженного газа. По подсчетам “Консалтинговой группы А-95”, за январь-март украинцы использовали около 220 тыс. т пропан-бутана. Это на 8,5% больше, чем за 3 месяца 2013 г.
Большие перемены
Начало года для этого рынка было не менее сумбурным, чем политическая ситуация в стране. С уходом режима Януковича пала блокада импортного газа на таможне, где последние пару лет емкости со сжиженным газом простаивали по 3-4 недели, за это время прибавляя в цене на 60-70 коп./л. В итоге ресурс скопившегося сжиженного газа хлынул на рынок. Вдохнули и производители сжиженного газа в Украине (“Укрнафта” и “Укргаздобыча”), которым ранее “рекомендовали” продавать весь сжиженный газ на специальных аукционах в 4-5 раз ниже цены рынка структурам, которые связывают с холдингом Сергея Курченко ВЕТЭК. С марта отечественные производители вновь вышли на открытые коммерческие аукционы, где сжиженный газ стал продаваться по рыночным ценам всем желающим. Праздник такой демократии подпортило снижение производства двумя указанными компаниями. “Укрнафта” была вынуждена снижать производство сжиженного газа из-за проблем с реализацией в зимний период, а для “Укргаздобычи” все более актуальным становится вопрос падения добычи сырья, в частности газового конденсата. В I квартале спад составил 22% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
По законам рынка, нехватка производства была компенсирована импортом, возросшим в январе-марте на 55%. “Во второй половине апреля ситуация стабилизировалась, запасы неизбыточны, такого профицита газа, как в марте, уже нет”, – говорит директор компании “Газтрон-Украина” Владислав Колодяжный. Он отмечает, что с ресурсной стороны рынок становится более прогнозированным. Кроме того, добавляет трейдер, большое влияние импорта делает затруднительными спекуляции на внутреннем рынке. Иными словами, взвинтить цены, как раньше, уже вряд ли получится.
В апреле период окупаемости ГБО резко сократился
Произошедшие перемены оказали благотворное влияние на украинские АГЗС. Избыток газа повлек сначала снижение цен, а впоследствии и небольшой рост. Правда, он не идет ни в какое сравнение с “бензиново-дизельным” темпом. В итоге соотношение цен газ/бензин в апреле составило рекордные 47%. В отличие от большинства стран с развитым рынком газа, в Украине данный показатель редко “ныряет” ниже 50%. Последний раз это явление (49%) наблюдалось в июле 2013 г., в период апогея борьбы между крупными сетями с эпицентром в Киеве. Очереди на СТО, переоборудующие автотранспорт на автогаз, растянулись тогда на несколько недель.
Потянулся народ к установщикам газобалонного оборудования и в нынешнем апреле. “В феврале спрос на установку ГБО был мертвым, в марте народ начал названивать, а в апреле уже потянулся на переоборудование”, – говорит Александр Никитенко из харьковской компании “Род-Ник”. Самым серьезным препятствием на пути потребителя к пропан-бутану стала возросшая стоимость ГБО, продублировавшая рост курса евро (подавляющее большинство представленного на рынке ГБО импортируется из Европы). “Почти все комплектующие – импортные, поэтому стоимость комплектов выросла пропорционально повышению курса валюты. Мы сохранили цены на услуги по установке, однако удорожание все равно серьезное – на 35-40%”, – говорит директор киевского “Газовика” Олег Глобенко.
Среднестатистическая газовая установка подорожала с 6500 до 8700 грн. Впрочем, говорят установщики, шок от роста цен на “железо” прошел при очередном скачке цен на бензин, к середине апреля длина очередей на СТО значительно увеличилась. Мотивация подтверждается и подсчетами, которые показывают, что в апреле период окупаемости ГБО резко сократился.
По данным руководителя отдела ГБО группы компаний “АИС” Вячеслава Юрченко, в марте-апреле СТО группы перевели на газ на 50% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2013 г., а прирост продаж авто с предустановленным ГБО составил 67%. На сайте автодилера сообщается, что стоимость переоборудования “китайца” стартует с 9000 грн., а это составляет до 11% от цены этого автомобиля. Станислав Батраченко из полтавской “Надежды” отмечает изменение структуры переоборудуемого парка. “Если в 2013 г. по установке ГБО соотношение частного транспорта и парков юрлиц составляло 50/50, то сегодня можно говорить о его смещении к пропорции 30/70”, – рассказал топ-менеджер, являющийся по совместительству президентом “Украинской ассоциации сжиженного газа”.
Ранний старт
Повышение концентрации автолюбителей в районе пунктов переоборудования сказывается на работе газовых заправок. Руководитель газового направления компании “ВОГ Ритейл” (более 200 АГЗП) Андрей Корольчук оценивает апрельский прирост продаж по своей сети в 5%: “Февраль и март были по продажам аналогичными 2013 г., а сейчас мы видим прирост в пределах 5%”. Он подтверждает слова своего коллеги С. Батраченко. “В апреле мы можем говорить о 5-8%-ном увеличении продаж по сравнению апрелем 2013 г. и о значительном приросте продаж относительно марта и февраля. В этом году сезон активного потребления автогаза начался в апреле, а не в мае, как обычно”, – считает газотрейдер.
Автомобилистов сегодня волнует вопрос, не подорожает ли сжиженный газ после того, как многие перейдут на ГБО? С. Батраченко оптимистичен: “Рынок перестраивается, на нем появляется больше независимых операторов, а это значит, что конкуренция будет расти, что отразится на розничных ценах и привлекательности газа для потребителя”. По его мнению, выиграет от этого и бизнес, так как потребление автогаза продолжит расти. (Артем Куюн, замдиректора ООО “Консалтинговая группа “А-95″/Химия Украины и мира)