Химия Украины и мира

Россия: Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины и акцизы на бензин

Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин, а также акцизы на нефтепродукты с целью сокращения последствий налоговых реформ для нефтяной отрасли. Министр энергетики Александр Новак отправил соответствующие предложения вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу. Эксперты прогнозируют, что “вето” Минфина смогут преодолеть лишь часть инициатив. Фискальное ведомство не одобряет перспективу введения налога на финансовый результат и снижение акцизов. Предложения Минэнерго увеличат налоговую нагрузку на отрасль и окупаемость инвестиций в долгосрочные проекты, а также ударят по потребителю ростом цен на топливо.

Инициировать изменения в налоговое законодательство Минэнерго РФ побудили обращения нефтяных компаний. Многие из них беспокоятся из-за предстоящего повышения таможенных пошлин на мазут и другие темные нефтепродукты до 100% от пошлин на сырую нефть, что грозит переработчикам нефти потерями в доходах.

“Маржа переработки НПЗ с высоким уровнем выхода мазута уменьшается на $50-60/т и становится отрицательной. Это создает высокие риски снижения объемов переработки и, как следствие, риски возникновения локальных дефицитов нефтепродуктов, в особенности бензинов”, – говорится в письме Александра Новака. Минэнерго предупреждает, что объем первичной переработки нефти по отрасли может сократиться на 35 млн. т, а бензина начнут производить на 1-4 млн. т меньше, чем сегодня. Чтобы не допустить дефицита бензина и сохранить уровень доходов нефтяников, ведомство Александра Новака предлагает поэтапно снизить вывозную таможенную пошлину на нефть с 57% до 51%, пропорционально подняв НДПИ до 625 руб./т с 2015 г. и на следующие годы с действующей сегодня ставки 530 руб./т. Пошлины на бензин к 2018 г. готовы уравнять со ставками на дизельное топливо (сегодня это 65% от нефтяных пошлин). С текущего уровня в 90% от нефтяных пошлин в 2016 г. бензин должен экспортироваться по ставке 85% от пошлины на сырую нефть, а с 2017 г. – 75%.

Также Минэнерго просит правительство “несущественно” снизить ставки акцизов на товарный бензин и дизельное топливо с целью минимизации эффектов роста цен на внутреннем рынке от снижения абсолютных ставок вывозных таможенных пошлин на них. При этом ввод 100%-ной пошлины на мазут ведомство предлагает отложить на 3 года: в 2015 г. ставка должна вырасти с 66% до 80%, в 2016 г. – до 90%.

Минэнерго продолжает лоббировать идею введения налога на финансовый результат для нефтяной отрасли, предлагая с 2015 г. по 2017 г. провести эксперимент в этой области на пилотных проектах, а с 2018 г. ввести его для всей нефтяной отрасли. К 2018 г. также предлагается снизить таможенную пошлину на нефть до уровня казахстанской, чтобы минимизировать потери РФ от вхождения в единое экономическое пространство Таможенного союза с беспошлинной и неограниченной продажей нефти и нефтепродуктов внутри него.

Замначальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорчук считает, что у Минэнерго мало шансов провести все предложенные инициативы. Наиболее маловероятно добиться введения налога на финансовый результат, который сложнее администрировать, чем НДПИ. А понижение акцизов, по ее мнению, приведет к еще большему дефициту средств в дорожных фондах, которые сейчас наполняются преимущественно за счет этого вида налогов. Топливные акцизы – основной источник наполнения региональных дорожных фондов, на них приходится свыше 70% поступлений. «Ставки от акцизов и таможенных пошлин зачисляются в разные бюджеты: акцизы идут и в региональный, и в федеральный бюджеты. При этом снижение акцизов на нефтепродукты не приведет к падению цены на бензин. Сейчас действуют пониженные ставки на бензин “Евро-5”, но этот вид топлива на заправках стоит дороже остальных. К тому же доход от роста акцизов уже предусмотрен в разного рода бюджетах», – сообщила Н. Нечипорчук.

В 2014-2015 гг. ставка акцизов на бензин 4-го класса выросла на 5% к уровню 2013 г. Предусмотрен также рост акцизов на бензин 5-го класса: к 2016 г. он вырастет на 20% к уровню 2015 г., а на дизель “Евро-5” – на 14% к уровню 2015 г. В пресс-службах Минфина и Минэкономразвития инициативы Минэнерго комментировать не стали.

Президент ассоциации независимых малых нефтяных компаний “Ассонефть” Елена Корзун надеется, что Минэнерго все-таки добьется введения налога на финансовый результат для отрасли. «Это будет спасением для нефтяников, так как сильно увеличит темпы и объемы геологоразведки. Однако мало надежды, что даже при условии его введения под налоговый эксперимент попадут проекты малых нефтяных компаний. Хотя на них наиболее благодарно испытывать реформу – это приведет к минимальным потерям для бюджета. Для тех нефтяных компаний, у которых нет НПЗ, а в особенности для тех, кто не экспортирует нефть или нефтепродукты, налоговый маневр обернется ростом фискальной нагрузки», – считает Е. Корзун.

В крупных нефтяных компаниях официально не комментируют предложения Минэнерго. Неофициально участники рынка говорят, что отношение к маневру сдержанное. «Любое радикальное изменение законодательства приводит впоследствии к необходимости его дополнительной настройки. В итоге это ведет к нестабильности в отрасли и снижает ее инвестиционную привлекательность. Кто захочет вкладываться в долгосрочные проекты, если раз в несколько лет меняют правила игры?», – говорит сотрудник нефтяной компании с госучастием.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что налоговый маневр приведет к росту цен на бензин, так как повышает налоговую нагрузку на производство нефтепродуктов.

По мнению аналитика нефтегазового сектора “Альпари” Анны Кокоревой, в условиях дефицита бюджета принятие финального решения о налоговом маневре может затянуться. Если даже часть из инициатив Минэнерго будет реализована, это благоприятно отразится на развитии нефтяной отрасли. «Снижение вывозных таможенных ставок для нефтепереработки простимулирует отрасль, а снижение акцизов на нефтепродукты сгладит галопирующие темпы роста цены на бензин на внутреннем рынке. Ведь стоимость бензина – это только 30% стоимости сырья, 55% налогов, а остальные 15% – прибыль продавцов. Налог на финансовый результат вряд ли будет одобрен по объективным причинам: это непрозрачная схема налогообложения. Финансовый результат можно занизить, да и потом, он не складывается только из экспорта товаров и услуг. Плюс возможен вариант, когда добыча растет, а финансовый результат нет. Например, в силу отсутствия спроса на рынке. В такой ситуации бюджет опять теряет, если облагает налогом только финансовый результат», – считает А. Кокорева. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version