Химия Украины и мира

Россия: рынок полимеров достиг развилки

Рынок полимеров в России достиг развилки, на которой одним игрокам придется уйти, а другим – резко повысить эффективность. Экономическая ситуация требует от отрасли войти в фазу зрелости, считает генеральный директор компании Inventra Анна Даутова.

В 2013 г. стало ясно, что полимерный рынок достиг насыщения. Драйверы роста, которые действовали в предыдущие 5 лет, практически себя исчерпали. Причины разные, но очевидно, что отрасль реагирует на общий спад экономики. Например, если государство снижает социальные инвестиции (завершение госпрограммы реконструкции ветхого жилья), это может ударить по рынку ПВХ-окон. А если ухудшаются потребительские настроения, то и полимерная упаковка для товаров менее востребована.

Многие игроки поняли, что рынок не будет расти по инерции и что конкуренция стала значительно жестче, чем 5 лет назад. В этих условиях компании, которые не строили амбициозных планов, начинают терять даже ту небольшую маржу, за счет которой жили. Чтобы зарабатывать, нужно глубже разбираться в продуктах и быть в определенной степени фанатиком своего дела. Такие требования предъявляет зрелый рынок. Примерно такого же взгляда на ситуацию придерживается и государство. Осенью 2013 г. в Тобольске прошло знаковое для нефтехимической отрасли совещание, на котором присутствовал президент РФ. Были сформулированы основные проблемы и направления роста всей полимерной индустрии. Государство ожидает, что объем производства нефтегазохимического сырья вырастет к 2030 г. с 28 млн. до 65 млн. т, то есть в 2,3 раза. “По уровню потребления нефтехимической продукции, даже несмотря на рост последних лет, мы все еще в разы уступаем развитым странам, – сказал на совещании Владимир Путин. – Здесь нельзя сидеть и ждать, что что-то само собой автоматом изменится. Нужно формировать и расширять свой национальный рынок, создавать стимулы для широкого использования современных материалов из полимеров”.

Нефтехимические гиганты, разумеется, реагируют на призывы политического руководства. Открываются произ-водства сырья, которые могут всего за год-два удвоить внутрироссийский выпуск по отдельным направлениям. Проблема в том, что при таком скачкообразном развитии, когда отрасль фактически управляется в ручном режиме, не успевает вырасти потребительский спрос на полимерные изделия.

Со стройками века (и даже десятилетия) есть и другая проблема. Пустить большое производство в заранее заявленный срок, кажется, не удалось еще никому – и дело тут не в недостатке финансовых вливаний, а в объективной сложности подобных проектов. А еще иногда случаются непредвиденные ситуации – например, пожар на заводе “Ставролен”. Рынок ожидает больших поступлений сырья и снижения цен, а на практике получается наоборот. Реальная картина: дефицит полимеров, волатильность цен на них и вдобавок девальвация рубля. В результате переработчики начинают задыхаться от недостатка базового полимерного сырья. Эксперты говорят, что время легкого, органического роста для отрасли прошло. Отныне переработчикам полимеров придется самостоятельно создавать для себя рынки сбыта.

Полимеры на развилке

Что выберет российская полимерная отрасль: будет стараться работать на экспорт или развивать внутренний рынок? Министр энергетики Александр Новак на тобольском совещании отметил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается дефицит порядка 15 млн. т полиэтилена и полипропилена, но при этом российские компании встретятся там с сильными конкурентами. “В первую очередь это Соединенные Штаты Америки, где сырьем являются продукты из дешевого сланцевого газа и нефти, и Ближний Восток, где фактически производитель имеет преимущество как по цене, так и по логистике”, – заявил Новак. Стало быть, целесообразнее развивать российский рынок. У отрасли здесь есть некоторые понятные ориентиры. Среднедушевой уровень потребления полимеров в России – около 31 кг, это в 5 раз меньше, чем в США или ФРГ. Если двигаться к западным стандартам потребления, рынок должен рвануть вперед. Есть более конкретные примеры: в России использование полипропилена в ЖКХ составляет менее 3%, тогда как мировой показатель – более 35%. Уменьшение этого перекоса – новый драйвер роста для индустрии. И так дело обстоит практически во всех сегментах полимерной отрасли.

Но чтобы двигаться в этом направлении, отрасли нужна поддержка. Государство обещает разработать стандарты, которые обяжут широко применять полимеры и в ЖКХ, и в строительстве, и в дорожной сфере. Пожелания бизнеса учитываются в государственной стратегии развития полимерной индустрии. Компания “Инвентра” как отраслевой консультант тоже участвовала в подготовке мер поддержки, собирала мнения участников рынка – что нужно для его развития. В октябре 2013 г. был организован форум “Полимеры России-2013” с целью систематизировать проблемы отрасли, конкретные предложения были направлены в профильные госучреждения. Предполагалось, что они будут включены в “Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности России до 2030 г.”, которая должна быть готова в июле 2014 г.

Как именно намерено действовать государство, понятно уже сейчас. Чтобы вовлечь малый и средний бизнес в переработку полимеров, будут создаваться технопарки. С той же целью введут систему налоговых льгот для вновь создаваемых профильных предприятий. На бумаге картина получается радужная. Однако меры, заявленные государством, заработают в лучшем случае через 2-3 года после их принятия. Таким временем многие игроки не располагают.

Время консолидации

В последние годы отрасль развивалась в большой степени за счет кредитов. Речь в первую очередь о перера-ботчиках – производителях полуфабрикатов и готовых изделий из пластика. Вход на эти рынки не требует больших инвестиций в отличие от производства базовых полимеров. Максимальная стоимость линии по производству ПЭТ-преформ (заготовки для бутылок) – около EUR2 млн., а инвестиции в завод по производству ПЭТФ-гранулята – от EUR200 млн. Однако игроки, заходившие на рынок с небольшими инвестициями, в основном обременены кредитными обязательствами. Пока был рост, долговое бремя не вызывало проблем. Сегодня, когда началась стагнация экономики, многим нечем расплачиваться по кредитам.

Значительная доля производств, потерявших спрос, была заморожена – никто не может позволить себе работать на склад. В связи с вступлением России в ВТО ситуация иногда становится весьма причудливой. Пошлины на импорт готовых полимерных изделий и полуфабрикатов, установленные с сентября 2013 г. по сентябрь 2014 г., оказались ниже, чем пошлины на импорт полимерного сырья для производства этих же изделий внутри страны. Например, чтобы ввезти из-за рубежа какой-нибудь пластиковый ящик, необходимо заплатить пошлину в 6,5%, а чтобы ввезти полиэтилен, из которого делается тот же ящик внутри страны, – в 9,1%. Здесь не спасает даже то, что в России производятся внушительные объемы полиэтилена: скорее всего, именно та марка полиэтилена, которая потребуется переработчику, сейчас в дефиците или не выпускается в России. В такой ситуации могут оказаться, например, производители топливных баков для автомобилей – тогда они заморозят производство до сентября и будут возить готовые импортные изделия.

Помощь от государства опаздывает. Но отрасль может кое-что предпринять и самостоятельно. Выиграют те, кто будет активно подстраиваться под спрос, более глубоко изучая продукты и осваивая технологии. Для них и для всей отрасли нынешний кризис станет началом периода зрелости. Однако подрывать доверие потребителя и высасывать силы у оставшихся сильных игроков будут “гаражные” производства, которые живут до первой рекламации. Надеемся, что в секторе переработки полимеров, где пока наблюдается большая разрозненность бизнеса, наберут силу процессы консолидации. Сильные игроки будут приобретать бизнес у тех, кто пришел на рынок в тучные годы роста, а теперь не в состоянии бороться с кризисом, не имея возможности продолжать инвестировать в бизнес. Похоже, сейчас это единственная правильная стратегия. (Rcc/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version