Химия Украины и мира

Россия: рынок шин по итогам 2013 года и перспективы развития на 2014 год

Прогноз развития рынка в 2014 г.

Негативный макроэкономический фон, падение продаж новых автомобилей в 2009 г. и снижение в 2013 г., волатильность курса национальной валюты, высокий темп роста просроченной задолженности, опережающий рост кредитования и умеренно-пессимистические настроения потребителей будут удерживать шинный рынок в 2014 г. в негативном тренде. По итогам 2014 г., по прогнозам аналитиков Cordiant, ожидается сокращение российского шинного рынка на 4,2% до 56 млн. шт.

Однако, при значительном ухудшении экономических условий, спад рынка может достичь 7-8%. При этом из-за значительной коррекции курсов валют по отношению к рублю и увеличения себестоимости производства большинства производителей прогнозируется рост цен в рублях в районе 10-12%. В случае дальнейшего негативного развития цены к концу года могут вырасти до 15-20%.

Макроэкономические факторы

В 2013 г. рост российской экономики замедлился. Динамика ВВП +1,3% к 2012 г. – это худший результат с 2009 г. Происходит стагнация промышленного производства (100,3% к 2012 г.), замедление динамики оборота розничной торговли (-2,4% к 2012 г.), сокращение инвестиции в основной капитал (-0,3% к 2012 г.), падение грузооборота на всех видах транспорта кроме трубопроводного (-1,2% к 2012 г.), ухудшение финансового положения предприятий (доля убыточных предприятий увеличилась на 2,3% по сравнению с 2012 г.).

Рынок шин РФ в 2013 г.

По итогам 2013 г. рынок шин РФ составил 58,4 млн. шт., что на 2% ниже показателя 2012 г. Развитие шинного рынка в 2013 г. характеризовалось ослаблением динамики внутреннего спроса, увеличением мощностей игроков рынка и, как следствие, обострением конкуренции, сопровождавшимся “ценовыми войнами”.

С начала 2013 г. на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, вызванное затуханием потребительского спроса, длительное время удерживавшего шинный рынок на подъеме. Замедление темпов оборота розничной торговли, начавшееся во второй половине 2012 г., и резкое падение грузооборота автомобильного транспорта в 2013 г. негативно отразились на динамике отдельных сегментов. Также среди факторов, негативно повлиявших на динамику рынка, – значительное падение автомобильного рынка в 2009 г. и увеличивающееся число непогашенных в установленный срок кредитов физлицами, в т. ч. автокредитов.

Благодаря высокому потенциалу российского автомобильного рынка, рынок шин с тал одним из приоритетных для ведущих мировых игроков. Производство на территории страны, помимо Nokian, Michelin, Yokohama, Pirelli, также локализовала Continental, пустив завод в Калуге мощностью 4 млн. шин/год.

По итогам 2013 г., производство шин увеличилось на 4%. Наибольший вклад в рост производства внесли финская Nokian (+7% к 2012 г.) и итальянская Pirelli (+17%). Также увеличивает производство и постепенно достигает плановых показателей японская Yokohama.

За 2013 г. производители увеличили выпуск легковых шин на 7%, индустриальных и сельскохозяйственных – на 4%, выпуск грузовых шин сократился на 12% за счет грузовых комбинированных шин.

Вместе с ростом производства сокращаются объемы импорта (-3% к 2012) и увеличиваются объемы экспорта (+17%). Значительно увеличили вывоз готовой продукции из страны иностранные компании (Pirelli и Nokian), а также российская Cordiant. Среди основных экспорта – страны СНГ (Украина, Казахстан, Беларусь), Финляндия и Чешская Республика.

Ежегодно увеличивают объемы импорта компании из Китая и Южной Кореи, укрепляя позиции на рынке РФ. Вместе с тем, на Китай и Южную Корею приходится более 1/3 всех импортных поставок в страну. Компании, увеличившие импорт в 2013 г. относительно 2012 г. – Hankook (22%), Kumho (19%), Triangle (42%); компании, увеличившие экспорт, – Pirelli (157%), Cordiant (28%), Nokian (25%).

Лидером шинного рынка РФ с долей 18% является «Нижнекамскшина». Далееследуют Cordiant (10%), Pirelli (10%), Nokian (9%) и Michelin (5%). В первую шестерку игроков входят компании, имеющие производственные мощности на территории России. Локализация производства позволила компаниям Nokian, Michelin и Pirelli существенно увеличить долю на рынке РФ за последние 5 лет. Южнокорейские брэнды Hankook и Kumho также упрочили позиции, демонстрируя опережающий рынок (на +15% в год) рост объемов продукции.

Несмотря на падение показателей, шинный рынок России продолжает качественно развиваться. Растет доля среднего ценового сегмента, на смену морально устаревшей со времен СССР приходит более технологичная и безопасная продукция, производители инвестируют средства в развитие продуктового портфеля и улучшают условия работы с дистрибуторскими сетями и дилерами, качественно эволюционирует розничная торговля – сокращается доля продаж на открытых рынках и растут продажи через специализированные шинные центры, развивается интернет-торговля. (cordiant.ru/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version