Химия Украины и мира

Россия: состояние рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) Северо-Запада

Новым игрокам сложно пробиться на рынок теплоизоляционных материалов, так как он насыщен и имеет довольно высокий порог входа. В Петербурге рынок ТИМ является одним из наиболее насыщенных в России, говорит Игорь Арнаутов, аналитик “Инвесткафе”. Крупнейшими игроками на рынке ТИМ Северо-Запада, по его оценкам, являются “Роквул-Север”, “Пеноплэкс” и “Изовер”. На Rockwool приходится около 50% рынка каменной ваты, также примерно половину рынка стекловаты занимает “Изовер”. К перечисленным участникам рынка эксперты добавляют “ТехноНИКОЛЬ”, Paroc, URSA и KNAUF.

Кирилл Иванов, коммерческий директор “Пеноплэкс”, считает, что появление новых игроков на рынке маловероятно, поскольку конкуренция и так слишком высока. Вероятнее усиление позиций представленных на рынке брэндов, отмечает К. Иванов. С ним согласна Елена Кузнецова, заместитель гендиректора по маркетингу корпорации “ТехноНИКОЛЬ”: “На рынке каменной ваты СЗФО мы не ожидаем появления новых игроков. Во-первых, рынок уже не растет такими темпами, чтобы обеспечить загрузку новой линии и окупить инвестиции. Во-вторых, на рынке сложилось определенное деление между основными игроками, которое сохраняется на протяжении нескольких лет. Рынок каменной ваты Санкт-Петербурга уже прошел стадию активного роста, существующие игроки вполне могут обеспечить его потребности”. Игорь Арнаутов добавляет, что еще одной причиной сложности выхода новых игроков на этот рынок является высокий порог входа. По его оценкам, инвестиции в производство каменной ваты могут составить около EUR50 млн. Между тем, новые мощности на рынке ТИМ все-таки заявляются. Тимофей Милюков, специалист отдела маркетинга “ЭКОТЕРМИКС”, рассказал, что этим летом компания планирует значительное расширение производства и открывает первый в России завод по производству полиолов.

По словам участников рынка, новые теплоизоляционные материалы в ближайшей перспективе вряд ли появятся. “Основные виды ТИМ уже присутствуют на рынке, так что появление новых маловероятно. Скорее всего, будут происходить изменения в долях, занимаемых отдельными видами ТИМ. Так, на наш взгляд, будет увеличиваться доля ЭППС и постепенно снижаться доля минераловатных утеплителей”, – отмечает Иванов. Милюков считает, что максимальное развитие получат технологии энергоэффективности: “Перспективным направлением на данный момент является создание так называемых “пассивных домов”, то есть домов со сверхнизким энергопотреблением, почти не нуждающихся в затратах на отопление”.

Эксперты в целом с оптимизмом говорят о будущем рынка теплоизоляционных материалов. Кирилл Иванов считает, что рынок ТИМ будет развиваться благодаря активному строительству и ужесточению требований, предъявляемых к классам энергоэффективности зданий, в связи с принятием в 2009 г. Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”. Игорь Арнаутов полагает, что в 2014 г. рынок ТИМ снизит темпы роста до 3-5% в связи с сокращением объемов строительства, которое вызвано падением платежеспособного спроса населения. “Рынок ТИМ напрямую связан с экономической ситуацией, поэтому замедление экономики сказывается на инвестициях в строительство и, как следствие, на потреблении этих материалов”, – рассуждает Елена Кузнецова. – Пока мы прогнозируем рост рынка потребления каменной ваты в первой половине года. Какую динамику мы увидим в III и IV кварталах 2014 г., будет зависеть от общей экономической ситуации: насколько будут сокращаться государственные инвестиции в строительство, будут ли снижаться доходы населения, насколько комфортно будут чувствовать себя инвесторы”.

Елена Кузнецова, заместитель генерального директора по маркетингу “Корпорации ТехноНИКОЛЬ”: «Курс валют приведет к сокращению импорта минеральной изоляции, но с учетом того, что его доля незначительна, это не сильно скажется на объеме потребления ТИМ. Также нужно учесть, что в 2014 г. открылся ряд новых производств, что сократит дефицит ТИМ в сезон. Экономические санкции если не напрямую, то косвенно скажутся на рынке ТИМ. Вывод капитала, сокращение инвестиционных программ, общее замедление экономики – все это приведет к сокращению темпов строительства в целом. Уже снижены прогнозы по росту ВВП, растет стоимость кредитов».

Рынок ТИМ, традиционно растущий в период активного строительного сезона, по итогам I квартала показал замедление темпов роста до 7-8%. Эксперты связывают это с сокращением темпов строительства в регионе. В последние 3-5 лет рынок теплоизоляционных материалов растет на 12-15% в год, подсчитал аналитик “Инвесткафе” Игорь Арнаутов. По его словам, чуть быстрее растет сегмент каменной ваты – 15-20%. В 2013 г. рынок вырос примерно на 10-11%, по итогам года его объем составил 52 млн. куб. м, однако в 2014 г. произошло некоторое замедление роста из-за сокращения темпов строительства, в частности за I квартал 2014 г. рынок снизил темпы до 7-8%. Объем спроса на ТИМ в СЗФО составляет около 3-3,5 млн. куб. м в год. По оценкам эксперта, объем рынка теплоизоляционных материалов на Северо-Западе можно разделить на 3 составляющих: стекловата, продажи которой составляют около 2 млн. куб. м, каменная вата (продается примерно в таком же объеме) и экструдированный пенополистирол с объемом продаж около 1 млн. куб. м/год.

Елена Кузнецова, заместитель гендиректора по маркетингу корпорации “ТехноНИКОЛЬ”, отмечает, что рынок ТИМ на основе минеральной изоляции Санкт-Петербурга и Ленинградской области растет в целом быстрее, чем рынки других областей СЗФО: “Например, если динамика потребления в Архангельске или Калининграде менее 5%, то в Ленинградской области этот показатель может доходить до 9%. Это объясняется активным жилищным строительством и ростом сегмента DIY”.

По словам директора по строительству компании MirLand Development Corporation Льва Марголина, на протяжении нескольких лет наблюдается рост и расширение рынка ТИМ. “В Петербурге уверенный рост показывают теплоизоляционные материалы из каменной ваты и пенополистирола, – рассказывает Марголин. – Рост на рынке ТИМ обусловлен различными инициативами государства в области энергосбережения, ростом тарифов на ЖКХ и доходов населения. Оказывает влияние на этот рынок и развитие строительной области в целом, темпы застройки и ввода коммерческих и жилых объектов в эксплуатацию”.

Тимофей Милюков, специалист отдела маркетинга компании “ЭКОТЕРМИКС”, считает главным фактором роста этого рынка то, что все больше людей задумывается об экономии электроэнергии. Это вынужденная мера в условиях нынешней экономической ситуации в стране, уверен эксперт.

“Наибольшим спросом пользуется минераловатная теплоизоляция, а также экструдированный пенополистирол, – отмечает коммерческий директор “Пеноплэкс” Кирилл Иванов. – Минераловатные утеплители являются более традиционным материалом для нашей страны, поэтому их доля высока, хотя по своим характеристикам они значительно уступают более современным материалом. Тем не менее, доля экструдированного пенополистирола с каждым годом растет как в целом на российском рынке ТИМ, так и на рынке Петербурга в частности”.

Востребованность теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты и стекловолокна Е. Кузнецова объясняет рядом их преимуществ: высокими теплосберегающими характеристиками, негорючестью, долговечностью и стабильностью физико-механических характеристик в течение 50 лет. По словам Тимофея Милюкова, все перечисленные ТИМ обладают хорошими теплоизоляционными характеристиками, а их использование позволяет существенно сократить счета за электроэнергию. Кирилл Иванов отмечает увеличение спроса на ТИМ: “Спада активности не было даже в период майских праздников. Если сравнивать с аналогичным периодом 2013 г., то объем продаж в I квартале 2014 г. вырос на 58%”. Фактор сезонности определяет динамику цен на теплоизоляционные материалы. “Ближе к пику строительного сезона цены на ТИМ начинают расти. С учетом роста себестоимости производства, вызванного ростом курса валют, ростом цен на энергоносители, увеличение цен на ТИМ неизбежно на 5-10%”, – прогнозирует Кузнецова. Кирилл Иванов и Лев Марголин полагают, что резкого колебания цен на теплоизоляционные материалы ожидать не стоит – подрастут они, скорее всего, с учетом инфляции. (Строительный еженедельник/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version