Химия Украины и мира

Россия: тенденции и перспективы косметического рынка

Одним из показателей повышения жизненного уровня населения России в XXI веке выступает почти неуклонное увеличение спроса на косметические средства, значительную часть которых совсем недавно не считали товарами первой необходимости, а наиболее дорогие изделия признавали предметами роскоши.

Промышленное производство косметических изделий началось в конце XVII века во Франции, затем в Италии, Великобритании и других странах. В России возникновение парфюмерно-косметической промышленности относят к середине XIX века. В 1843 г. в Москве была основана фабрика товарищества Ралле (в настоящее время фабрика “Свобода”), в 1860 г. – Петербургская технохимическая лаборатория (фабрика “Северное сияние”), в 1864 г. – московская фабрика товарищества “Брокар и Ко” (фабрика “Новая Заря”). В СССР выпуск парфюмерно-косметической промышленности начался в 1922 г. на фабрике “Новая Заря”. В 50-60-хх годах XX века были построены крупные парфюмерно-косметические фабрики в Николаеве, Тбилиси, Риге, Симферополе, Казани, Краснодаре, Ташкенте и Свердловске. К 1974 г. на территории СССР функционировали 24 специализированных предприятия с высоким уровнем концентрации производства.

Производство парфюмерно-косметической продукции в 1913-1973 гг.

Вся продукция 1913 г. 1928 г. 1940 г. 1950 г. 1970 г. 1973 г.
В действующих розничных ценах, млн. руб. 20,0 127,0 116,3 838,2 1060,0
В натуральном выражении, млн. ед., в т. ч: 19,3 119,2 363,7 428,0 1231,2 1402,7
– парфюмерия 10,8 17,2 123,9 108,0 427,2 515,7
– косметика 8,5 102,0 239,8 320,0 804,0 887,0

В структуре косметических средств, производимых в 70-е годы ХХ века в СССР, лидирующие позиции занимали средства для ухода за полостью рта (46,4%). Средства для ухода за кожей в ассортименте того времени занимали второе место – их доля составляла 36,1%, а доля средств для ухода за волосами – 17,5%.

После распада Советского Союза парфюмерно-косметическая промышленность России пришла в упадок, потребление ее продукции резко упало. Был расформирован “Союзпарфюмерпром” – концерн, объединявший предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, упаковки сырья для нее на территории всего СССР. Из них в России остались 10 компаний: “Аромат”, “Аромасинтез”, Ленинградский завод пищевой ароматики (ныне “Аромалак”), “Новая Заря”, “Рассвет”, “Северное сияние”, “Свобода”, “Сувенир”, “Уральские самоцветы” (ныне “Калина”), “Театрон”.

В настоящее время в первую тройку российских компаний, которых признают в качестве конкурентов транснациональные корпорации, входя: концерн “Калина”, “Невская косметика” и “Свобода”. Из других бывших советских компаний лидирующие позиции по объемам производства занимают “Гармония Плюс”, “Новая Заря”, “Весна”, “Арнест” и “Фабрика Грим”. Весьма заметную роль на рынке на сегодняшний день играют фирмы, возникшие в начале и середине 90-х годов – “Грин Мама”, “Линда”, Faberlic, “Интергрим”, “Фитофарм”, “Низар”, “Мирра-М”, “Мэзопласт”, “Скена”, “Золотой цветок” и “Апрель”.

С середины 90-х годов XX века наметилось увеличение спроса, началась приватизация, восстановление внутреннего производства и рост импорта. Появились сравнительно крупные российские, иностранные и смешанные компании, приступившие к организации производства, но главным образом к поставкам в Россию парфюмерии и косметики самых известных зарубежных фирм. Производство косметических средств в России сосредоточено в Москве (66%), на долю регионов приходится порядка 25%.

Динамика производства косметических средств в России в 1998-2010 гг.

Продукция 1998 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Косметические изделия, тыс. шт. 393177 824406 1212664 1198866 1297780 1242006 1314933
из них:                
Декоративная косметика 16788 30 383 45703 55621 91940 66109 51339 70188
Средства по уходу за волосами 97041 182009 392854 335381 376944 403411 437829 440478
Средства по уходу за полостью рта 95297 284225 263013 263601 304501 249646 267813 273504
Средства по уходу за кожей 137305 228640 315358 327037 330334 328384 356093 40 153

Кризис 1998 г. привел к сокращению внутреннего производства и импорта косметических средств, а также к уходу с рынка большинства небольших фирм. Годовой объем косметического рынка до 1998 г. эксперты оценивали в $3 млрд. После кризиса эта сумма упала почти в 2 раза. Однако кризис позволил российским производителям косметики захватить лидерство в масс- и медиум сегментах рынка. В 1998 г. произошло резкое падение продаж у представленных на российском рынке лидеров мирового бизнеса красоты (L’Oreal, Procter & Gamble, Beiersdorf), а также у их менее крупных коллег (Florena, Lumene). В результате произошло практически полное импортозамещение косметических средств средней ценовой категории. Российским производителям косметики удалось преодолеть потребительский стереотип “хорошей может быть только импортная косметика”.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальный объем косметического рынка составляет $15-18 млрд., но этот уровень будет достигнут только в 2015-2016 гг. По данным Европейской ассоциации производителей косметики и парфюмерии, объем парфюмерно-косметического рынка стран ЕС (за исключение Мальты и Кипра), а также Норвегии и Швейцарии составил $42,8 млрд. Суммарный объем мирового рынка парфюмерии и косметики в 2011 г. составил $250 млрд.

На сегодняшний день сегмент косметики на парфюмерно-косметическом рынке России является первым по величине: косметические средства занимают 73,3% рынка, доля парфюмерной продукции составляет 16,7%. В 2011 г. средства для ухода за волосами занимали 20% рынка косметики, средства для ухода за гигиеной полости рта – 17%, средства для ухода за кожей – 15%, солнцезащитные средства – 1%.

Розничная продажа парфюмерно-косметических средств в России, тыс. руб.

Продукция 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Парфюмерно-косметические изделия 226435346,95 259393614,25 303082415,47 345698226,44

В последнее время активно развивается сегмент прямых продаж косметических товаров. В данном сегменте доминируют шведская компания Oriflame, американские Avon и Mary Key, а также российская компания Faberlic. По оценкам исследовательской компании Euromonitor, компании прямых продаж занимают 45% рынка декоративной косметики, 33% рынка средств по уходу за кожей, около 8% сегмента средств для ванны и душа и 4% средств для волос. Продажи косметических средств в формате drugstore (косметика в аптеках) опережают рост рынка в целом. Аптечный рынок косметики в 2011 г. составил $395 млн. Успешные брэнды, которые продвигаются только через аптеки, такие как Vichi от L’Oreal, создают позитивный прецедент синтеза фармацевтики и косметологии. На сегодняшний день в аптеках представлены не только западные брэнды, но и российские (Natura Siberica).

Подавляющая часть косметических средств импортируется. По данным Федеральной таможенной службы РФ, суммарный объем импорта за 2006-2011 гг. составил $5770,6 млн. и по сравнению с 2001-2006 гг. увеличился в 2,6 раза. Анализ изменений, происходящих в импорте косметических средств, выявляет существенные различия в динамике физических и стоимостных объемов закупок.

Структура импорта косметических средств

Средство 2007 г. 2009 г. 2011 г.
$ млн. % $ млн. % $ млн. %
Косметические и туалетные средства, эфирные масла и резиноиды, парфюмерные средства, всего 521,1 100 933,4 100 1418,7 100
в том числе:            
Косметические средства для макияжа, ухода за кожей, маникюра 121,5 23,3 272,8 29,2 463,2 32,6
Средства для волос 110,5 21,2 182,2 19,5 233,9 16,5
Средства для гигиены полости рта и зубов 37,7 7,2 57,9 6,2 99,4 7,0
Средства для бритья, дезодоранты, составы для ванн 87,9 16,9 132,1 14,2 195,6 13,8
Эфирные масла и резиноиды, парфюмерия 254,5 47,3 396,3 42,5 585,5 41,3

Стоимость импорта косметических средств неуклонно возрастает и в 2011 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 172%. При этом самым большим оказался прирост косметических средств для макияжа, ухода за кожей и маникюра, который достиг 281%. По остальным позициям прирост оказался ниже среднего: средств для гигиены полости рта и зубов – 164%, средств для бритья и дезодорантов – 123%, средств для волос – 112%. Особенно значительно (в 4,3 раза) возросли закупки макияжа для губ и глаз, в частности губной помады, теней и туши для ресниц. Их импорт в 2011 г. достиг соответственно $79,7 млн. и $76,4   млн. Объясняется данный факт как ростом спроса, так и отставанием внутреннего производства продукции высокого качества.

Географическое распределение импорта исследуемых товаров приобрело вполне устойчивый характер. Можно констатировать наличие двух вроде бы противоположных тенденций: с одной стороны, сформировалась небольшая группа основных поставщиков, с другой – происходит пусть медленное, но неуклонное расширение географии закупок. Косметические средства поступают в Россию почти из 40 стран. Однако основная доля поставок приходится на Францию, Германию и Польшу. Французские экспортеры занимают 1 место как поставщики шампуня (49%), средств для макияжа (25,4%), в том числе для глаз (27,8%) и маникюра (28,4%). Ведущую роль в поставках макияжа для губ играют фирмы из Германии (26,7%). Они же занимают ведущее положение на рынке лаков для волос (34,8%), средств для чистки зубов (39,5%), средств для бритья (19,5%) и дезодорантов (19,0%), а также туалетного мыла (13,0%). Польским экспортерам принадлежит второе место на российском рынке макияжа для глаз (16,1%), шампуня (16,1%), прочих средств для волос (20,9%). Заметные позиции они сохраняют как поставщики пудры (7,7%), дезодорантов (13,3%), туалетного мыла (12,0%) и ряда других косметических средств. Необходимо отметить, что в 2007 г. на первое место в качестве поставщика пудры вышли фирмы Тайваня (19,9%). Английским фирмам принадлежит рынок средств для бритья (40,5%), второе место они занимают на рынке лаков для волос (15,5%). Фирмы США занимают важное место лишь как поставщики дезодорантов (17,8%) и средств для маникюра и педикюра (20,1%). На других рынках их доля не превышает 3-5%.

Импорт косметических средств из стран СНГ остается незначительным и не играет существенной роли в насыщении российского рынка.

Как поставщик косметической продукции Россия занимает незначительное место на мировом рынке. В 2005-2011 гг. стоимость экспорта составила 10% стоимости импорта. В отличие от импорта в экспортной торговле с 2001 г. основными партнерами выступают страны СНГ. Основными товарами для экспорта в страны Дальнего зарубежья в 2011 г. выступали средства для макияжа и ухода за кожей (37,3%), духи и туалетная вода (24,5%) и дезодоранты (19,2%).

По данным статистики РФ, цены на отдельные виды косметических средств неизменно растут..

Средние потребительские цены на некоторые виды косметических средств, руб./шт.

Продукт 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Мыло туалетное, кусок 100 г 9,06 9,52 10,02 11,23 14,12 15,30 20,30 25,20
Шампунь, 250 мл 48,08 53,01 56,67 60,92 75,40 80,50 105,70 120,50
Крем для лица российский, 100 г 61,18 71,01 80,42 93,03 97,60 100,04 107,40 115,80
Паста зубная, 100 г 26,76 28,51 30,03 32,32 35,70 38,09 47,30 55,60

Анализируя данные, представленные в таблице, прирост в денежном выражении составил: на мыло туалетное – 16,14 руб., на шампунь – 72,42 руб., на крем для лица – 54,62 руб., на пасту зубную – 28,84 руб.

По данным РПКА, до 2013 г. средние темпы роста косметического рынка составили 9,8%, а в 2013-2017 гг. снизятся до 6%. К 2016-2017 гг. потенциальная емкость российского рынка достигнет $15-18 млрд. Данный рост будет возможен благодаря увеличению благосостояния населения и росту численности среднего класса. Ожидается, что уровень потребления косметики в России будет сближаться с европейским: повышение уровня жизни в ближайшие 3-5 лет приведет к увеличению доли парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине, эта тенденция выйдет за пределы крупных городов и будет заметна и в регионах. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 г. приблизится к $100 на человека в год. (Ruhim/Химия Украины и мира)

Exit mobile version