Химия Украины и мира

Россия: проекту «Ямала СПГ» не хватает средств

Строительство порта Сабетта для проекта «НОВАТЭКа» “Ямал СПГ” подорожало на 22 млрд. руб. до 69,6 млрд. руб. Для закрытия этого дефицита Минтранс предлагает отказаться от глубоководного порта в Калининградской области, новых паромов на линии Усть-Луга – Балтийск и сократить бюджетное финансирование контейнерного терминала Global Ports в Санкт-Петербурге. Кроме того, министерство предлагает отказаться от аудита, чтобы не сорвать сроки пуска Сабетты. Если порт не построят к 2017 г., “Ямалу СПГ” грозят ежемесячные штрафы на $400 млн.

В письме министра транспорта Максима Соколова от 30 мая вице-премьеру Аркадию Дворковичу сообщается о нехватке 22,3 млрд. руб. на строительство морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком АО. Глава Минтранса напоминает, что, согласно ФЦП, из бюджета планировалось выделить 47,3 млрд. руб., но при пересчете проектно-сметной документации стоимость объектов федеральной собственности подорожала до 69,6 млрд. руб., получено положительное заключение Главгосэкспертизы России.

О том, что цена порта вырастет на 17-20 млрд. руб., в Росморречфлоте (в структуре Минтранса) предупреждали еще в феврале. Проект включал создание за счет государства морского и подходного каналов с акваторией порта, береговых объектов, системы управления движением судов, но не учитывал строительство ледозащитного сооружения. Новый порт будет построен в зоне вечной мерзлоты под грузы ОАО “Ямал СПГ” (60% принадлежат «НОВАТЭКу», по 20% – французской Total и китайской CNPC), занимающегося строительством завода по сжижению природного газа мощностью 16,5 млн. т. Стоимость проекта оценивается в $26,9 млрд., акционеры уже вложили $2,6 млрд. Первая линия по производству СПГ будет пущена в 2017 г., к этому же сроку планируется построить порт.

Покрыть дефицит Максим Соколов предлагает за счет перераспределения средств из других проектов ФЦП “Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)”. Минтранс считает возможным пожертвовать строительством паромов для линии Усть-Луга – Балтийск на 7,9 млрд. руб. (в 2010 г. на проект в ФЦП было заложено только 5,6 млрд. руб.). Это объясняется недозагруженностью действующих двух паромов. Также министр предлагает отказаться из-за отсутствия частных инвесторов и грузопотока от строительства глубоководного контейнерного порта в Калининградской области в бухте Приморской. Это высвободит 8 млрд. руб. из заложенных в бюджете 17,9 млрд. руб. На оставшиеся 9,9 млрд. руб. предлагается построить терминал для круизных и паромных судов, а также яхтинговую марину в Пионерском. На строительстве порта настаивал регион, но Росморречфлот предлагал перенести его на мыс Бальга.

Еще 1,5 млрд. руб. Минтранс предлагает выделить на Сабетту за счет сокращения финансирования расширения контейнерного терминала ОАО “Петролеспорт” (ПЛП) Global Ports с 0,8 млн. до 2,2 млн. т TEU в морском порту Санкт-Петербурга. Государство выделяло 4,6 млрд. руб. на дноуглубительные работы и причалы, еще 28,6 млрд. руб. давала Global Ports. Но Максим Соколов считает, что из-за реализации аналогичных проектов в регионе развитие ПЛП в этих параметрах нецелесообразно. В Global Ports расценили идею Минтранса как “ошибочную”, так как госинвестиции в ПЛП – лишь 14% от стоимости проекта. Еще 4,9 млрд. руб. Соколов намерен получить за счет экономии на конкурсе по строительству инфраструктуры Мурманского транспортного узла. Но сумма, предложенная победителем (“Стройгазконсалтинг” Руслана Байсарова), – 41,5 млрд. руб., что лишь на 2 млрд. руб. ниже стартовой цены.

Министр также предлагает вице-премьеру ускорить внесение изменений в ФЦП, отказавшись от технологического и ценового аудита проекта Сабетты. Сейчас правительство должно утвердить Сбербанк в качестве исполнителя, но аудит завершится только к концу года, из-за чего изменения в ФЦП могут быть не внесены в 2014 г. По словам Максима Соколова, это может на год сдвинуть ввод объектов в эксплуатацию, что грозит штрафами $400 млн. в месяц. Ранее сообщалось, что законтрактовано около 75% будущего производства “Ямала СПГ”: 4 млн. т закупит Total; 3 млн. т – CNPC; 2,5 млн. т – испанская Gas Natural Fenosa; около 2,9 млн. т – структура «НОВАТЭКа» Novatek Gas & Power.

В «НОВАТЭКе» заявили, что вопрос финансирования федеральных объектов не в их компетенции. В аппарате Аркадия Дворковича от комментариев отказались. Надежда Малышева из PortNews согласна, что указанными проектами можно пожертвовать в пользу Сабетты. Необходимости вкладывать госденьги в порт в Калининградской области нет из-за неглубоководности и неподтвержденных объемов грузов, отмечает она, строительство паромов могут профинансировать частные инвесторы, а у Global Ports сейчас избыток мощностей. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version