Химия Украины и мира

Украина: поставки белорусского бензина в январе-мае 2014 года падали на фоне снижения потребления

Поставки белорусского бензина на украинский рынок, который является одним из ключевых для белорусских НПЗ, снизились в январе-мае на 3,7%. Несмотря на привлекательность украинского рынка с точки зрения цены и получаемой доходности, экспорт бензинов из Беларуси в Украину продолжает сокращаться в связи со снижением спроса.

По данным консалтинговой группы компаний “А-95”, в январе-мае импортерами на украинский рынок было ввезено 810 тыс. т бензина, или на 13% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Доля Беларуси в общем объеме импорта составила 51,7%, увеличившись за май на 7,2 п. п. За 5 месяцев белорусские поставщики ввезли в Украину 419 тыс. т бензина против 435 тыс. т в январе-мае 2013 г. При этом в мае по сравнению с апрелем объем поставок белорусского бензина сократился на 37,3%.

Директор группы компаний “А-95” Сергей Куюн, оценивая текущую ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов, отмечает, что импортеры, в том числе из Беларуси, продолжают реагировать на отрицательную динамику потребления нефтепродуктов. По официальным данным Министерства энергетики и угольной промышленности (со ссылкой на данные Государственной службы статистики), в январе-апреле потребление бензинов в Украине сократилось на 6% и составило 1072,9 тыс. т, в том числе в апреле по сравнению с апрелем 2013 г. потребление бензинов сократилось на 11,2% до 286,1 тыс. т. По оценкам игроков рынка, в мае объем потребления также сократился, при этом суммарный баланс бензинов за январь-май упал на 20% до 1067 тыс. т.

Уровень спроса на топливо продолжает оставаться в прямой зависимости от высоких цен, несмотря на их стабилизацию в связи с отсутствием резких колебаний курса гривны. По оценкам украинского научно-технического центра “Психея”, в середине июня в мелком опте цены на бензины и дизтопливо незначительно выросли, розничные цены – незначительно снизились. Средняя стоимость Аи-92 составила в рознице $1,25/л, Аи-95 – $1,25/л, дизельного топлива – $1,24/л. Как отмечает С.Куюн, цены стабилизировались на достаточно высоком уровне, что влияет на спрос на рынке. Между тем, даже в случае стабилизации курса гривны на краткосрочный период игроки рынка опасаются дальнейшего роста цен из-за влияния внешних факторов – роста цен на нефть.

За торговую неделю с 6 по 13 июня стоимость нефти марки Brent увеличилась более на 4,4%, или на $4,8 – с $108,6/барр. (на 8 июня) до $113,4/барр. (13 июня), что является самым высоким показателем с 9 сентября 2013 г. Рост цен был вызван опасениями падения поставок нефти из Ирака, где активизировали деятельность радикальные исламисты. Эксперты не исключают дальнейшего роста цен до $120/барр. в случае ухудшения событий в Ираке, который является вторым по объемам добычи нефти производителем в ОПЕК.

“Если динамика роста цен на нефть сохранится, украинский рынок это почувствует на росте цен на топливо. Изменение цен на нефть – это негативный сигнал для нашего рынка”, – отметил С. Куюн.

Дальнейший рост цен на нефтепродукты может привести к еще большему падению спроса на бензины и дизтопливо на рынке Украины и повлиять на планы импортеров, в том числе из Беларуси, относительно поставок бензинов и дизтоплива на украинский рынок. Как следствие, можно ожидать дальнейшего снижения балансов бензинов и дизтоплива, учитывая, в том числе, тенденцию падения производства нефтепродуктов на украинских НПЗ.

По данным статистики, в январе-апреле производство бензинов в Украине сократилось на 29,4%, производство дизтоплива – на 17,2%. По словам С. Куюна, на сегодня в Украине продолжают работать Кременчугский НПЗ и Щебелинский газоперерабатывающий завод. Доля Кременчугского НПЗ в общем балансе по итогам января-мая составила 20% (объем производства за 5 месяцев – 219 тыс. т), в балансе дизтоплива – около 15% (283 тыс. т).

В случае дальнейшего падения производства нефтепродуктов украинскими заводами и возможного сокращения импорта нефтепродуктов на рынке Украины ухудшится не только ситуация со спросом, но и предложением бензинов и дизтоплива. При этом можно ожидать как увеличения, так и сокращения доли белорусского топлива в общем объеме импорта нефтепродуктов в Украину. (Нефть России/Химия Украины и мира)

Exit mobile version