Химия Украины и мира

Беларусь: ОАО «Беларуськалий» будет играть на повышение

Президент Александр Лукашенко призвал руководство “Беларуськалия” не заваливать мировой рынок дешевыми удобрениями. После конфликта с “Уралкалием” один из крупнейших валютных доноров страны показывает незначительный рост, но делает это за счет увеличения физических поставок. О воссоздании белорусско-российского “картеля” пока речи не идет.

ОАО “Беларуськалий”, занимавшее в 2012 г. первое место по размеру чистой прибыли, заработало в 2013 г. 1354,9 млрд. руб. и опустилось на 4 место. По сравнению с 2012 г. размер прибыли уменьшился почти в 5 раз. По итогам января-апреля 2014 г. предприятие показывает незначительный рост, хотя еще в январе-феврале экспорт калийных удобрений в денежном выражении демонстрировал снижение.

По данным официальной статистики, в январе-апреле 2014 г. экспорт калийных удобрений в денежном выражении вырос на 4,8%, или на $39,9 млн. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., физические поставки увеличились на 47,2%. Незначительный рост экспорта в денежном выражении на фоне увеличения физических поставок обусловлен снижением экспортных цен на калийные удобрения. Средняя цена экспортируемых калийных удобрений в январе-апреле составила $455,1/т. По сравнению с аналогичным периодом 2013 г. она снизилась на $184. А в лучшие времена цена экспортируемых калийных удобрений достигала $900/т.

Весной 2014 г. гендиректор “Беларуськалия” Валерий Кириенко заявил, что после прошлогоднего кризиса спрос на калийные удобрения на мировых рынках восстановился, задача калийщиков – добиться увеличения стоимости удобрений, “обеспечив тем самым нормальное функционирование предприятия и поступление валютной выручки в страну”. 2014 г. правительство рассчитывает отправить на экспорт 6,6 млн. т калия по средней цене $306/т. То есть за счет поставок калийных удобрений за рубеж планируется заработать порядка $2 млрд. В 2013 г., согласно официальным статистическим данным, объем экспорта калийных удобрений составил 3,4 млн. т на $2,6 млрд. “Мы продаем больше, но по меньшей цене”, – так характеризует деятельность предприятия на данный момент заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц. Критику на этот счет 19 июня, посещая “Беларуськалий”, высказал Александр Лукашенко. “Не надо заваливать рынок дешевым калием, потому что это наши потери. Надо очень тонко, аккуратно реагировать на тенденции, которые есть на рынке”, – заявил глава Беларуси.

Тем временем на предприятии проходит реструктуризация. Соответствующий календарный план утвержден генеральным директором. В 2014 г. “Беларуськалий” выводит из состава предприятия хозрасчетный проектно-конструкторский отдел (ХПКО) и ремонтно-строительно-монтажное управление (РСМУ). Они станут самостоятельными подразделениями. Также в ближайшие годы планируется выделить в обособленные структурные подразделения автотранспортный цех и сельскохозяйственное управление. Рабочие опасаются, что в ходе реорганизации многие могут потерять работу. На предприятии такую вероятность отрицают. “Беларуськалий” как учредитель обособленных подразделений взял на себя обязательство привлекать эти коллективы к проектным, ремонтно-строительным, транспортным и иным работам как основных подрядчиков в первую очередь. “Уже есть гарантии занятости, об увольнении рабочих речь не идет. На этот счет велось масса переговоров, приходилось очень жестко отстаивать позиции. Сейчас остался вопрос сохранения социальных гарантий. Но однозначно можно сказать, что самовольства, самоуправства, авантюристского подхода со стороны руководства предприятия не может быть”, – говорит председатель первичной профсоюзной организации ОАО “Беларуськалий” Сергей Черкасов. Он оценивает положение предприятия и работающих на нем людей как “достаточно устойчивое”. “Нет никаких проблем как с выплатой зарплаты, обеспечением коллективного договора, так и с другими социально значимыми вопросами”, – говорит лидер профсоюзной организации. По его словам, рабочие “Беларуськалия” в среднем зарабатывают по 13 млн. руб.

Самой большой головной болью для “Беларуськалия” остается вопрос о возобновлении сотрудничества с “Урал-калием”. В июле 2013 г. российская компания объявила о выходе из состава совместного с Беларусью ЗАО “Белорусская калийная компания” (БКК). Свое решение “Уралкалий” объяснил тем, что белорусская сторона начала экспортировать удобрения в обход БКК. Последовавшая вслед за этим “калийная война” привела к падению цен на калийные удобрения и спроса на продукцию. По словам Александра Лукашенко, из-за проблем в калийной сфере Беларусь в 2013 г. недополучила $1,5-1,7 млрд. В конце августа 2013 г. в Минске был арестован генеральный директор “Уралкалия” Владислав Баумгертнер. В Беларуси его обвинили в злоупотреблении властью и служебными полномочиями на должности председателя наблюдательного совета БКК. По версии правоохранительных органов, российский бизнесмен нанес ущерб предприятию и в целом белорусской экономике в $100 млн.

После этой истории было несколько заявлений с обеих сторон о желании возобновить белорусско-российский “картель”, который контролировал около 42% мирового экспорта калийных удобрений. А в конце апреля 2014 г. в Минске состоялись переговоры между Александром Лукашенко и заместителем председателя ОАО “Уралкалий” Дмитрием Мазепиным. Но они не смогли договориться из-за несовпадающих условий двух сторон по воссозданию совместного трейдера. Основное требование российской компании – его регистрация в России и разделение долей в продажах паритетно производству. То есть около 65% на 35% в пользу “Уралкалия”, поскольку в 2013 г. производство “Уралкалия” составило 10 млн. т, “Беларуськалия” – около 6,5 млн. т. Белорусская сторона настаивает на минской прописке совместного трейдера. 10 июня на счет воссоздания белорусско-российского картеля высказался генеральный директор “Уралкалия” Дмитрий Осипов. “Лично я никаких переговоров с “Беларуськалием” сейчас не веду”, – заявил он.

19 июня свое слово по этому поводу сказал и Александр Лукашенко. “Я так понимаю, наши конкуренты в мире заволновались. Ни в коем случае мы в тактике не должны проиграть. Если они нам проигрывают, пусть приходят и говорят: мы проиграли. И из этого будем исходить. Если мы выходим на объемы мировых поставок, значит, давайте договариваться, нет – значит, ни на какие договоры ни с “Уралкалием”, ни с кем не идти”, – подчеркнул глава Беларуси в ходе визита на “Беларуськалий”.

Восстановление олигополии на калийном рынке, по мнению Георгия Грица, входит в интересы как белорусской, так и российской стороны. Для этого они должны договориться по поводу будущей юрисдикции совместного трейдера, а также доли в продажах. Правда, подчеркивает экономист, решение вопроса находится в сфере не только экономических, но и межличностных интересов. “Это бюджетообразующее предприятие с высокой доходностью, поэтому ничего нет удивительного, что глава государства держит этот вопрос под личным контролем”, – говорит зампред БНПА.

Пока будущее сотрудничество “Беларуськалия” с “Уралкалием” видится смутно, белорусские власти прилагают усилия, чтобы поддержать местного производителя. Например, с 1 сентября 2013 г. по указу президента предприятие не платит пошлины на экспорт калийных удобрений (а это $75-85/т). Нулевая ставка будет действовать до конца 2014 г. В качестве дополнительных мер, которые улучшат эффективность предприятия, Георгий Гриц предлагает повышать профессиональные характеристики персонала, совершенствовать маркетинг, а также оптимизировать логистику. Эксперт отметил, что в этом направлении “Беларуськалий” предпринял некоторые шаги. Например, предприятие приобрело треть терминала клайпедского порта. “Наверное, надо делать накопительные склады на основных рынках сбыта, так как добыча – непрерывный процесс, а калийные удобрения – сезонный товар. В таком случае мы сохраним будущую маржу, а не отдадим товар тем, кто скупает его на падении цен, а потом перепродает”, – считает экономист. Кроме того, эксперт предлагает оптимизировать затраты внутри предприятия не только за счет сокращения численности персонала, но и заработной платы. “Конечно, оптимизация не должна касаться шахтеров, которые работают под землей в тяжелых условиях”, – говорит Георгий Гриц. (naviny.by/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version