Сложное положение единственного в Прибалтике нефтеперерабатывающего завода в литовском Мажейкяй Orlen Lietuva нанесло удар по работающим с заводом компаниям. Предприниматели, зависящие от заказов предприятия, вынуждены увольнять людей. Проблемы нефтеперерабатывающего завода повлияли на принадлежащие ему или обслуживающие его компании. Для некоторых из них мажейкяйский завод является единственным заказчиком и крупнейшим работодателем в районе. Работники жалуются на недельные простои.
В компании Emas, предоставляющей услуги по ремонту, присмотру и оборудованию, царят весьма мрачные настроения. В мажейкяйском предприятии работает более 100 специалистов, их будущее неясно. Emas – дочернее предприятие Orlen Lietuva. Помимо этого, оно является одним из крупнейших предприятий в Мажейкяй. Работники Emas, встретившиеся с профсоюзом Orlen Lietuva, не скрывали, что предприятие может закрыться. “Сотрудники вынуждены неделями терпеть простои. Если эта ситуация продолжится еще в течение нескольких недель, компания может обанкротиться”, – сказал лидер профсоюза Orlen Lietuva Виргиния Вилимене. Вилимене не могла сказать ничего утешительного инженерам Emas. Они договаривались с профсоюзом сокращать надбавки к зарплате. “Вряд ли это чем-то поможет. После долгого простоя ситуация может быть еще хуже”, – предупредила Вилимене.
Если Emas будет объявлен банкротом, это болезненно отразится не только на Мажейкяе. Специалисты компании присматривают за технологиями Orlen Lietuva. Компания была основана в 2009 г., чтобы разделить с тогдашней Maeiki nafta несвязанные деятельности.
Руководитель Emas Андрюс Гришкявичюс не скрывал, что проблемы Orlen Lietuva отразились и на дочерних компаниях. Но он ни подтвердил, ни опроверг, что рабочие вынуждены терпеть простои. Еще в 2013 г. на встрече руководства Orlen Lietuva с работниками было констатировано, что эффективность Emas не такая, какой хотелось бы. Поэтому обсуждалось, что компания должна искать дополнительные рынки.
Согласно плану оптимизации, подготовленному консультантами, планируется оставить 108 человек. Но растущие в 2014 г. проблемы могут увеличить число увольняемых людей на мажейкяйском заводе. “Сейчас царит мрачное настроение, все спрашивают о будущем компании. Самое главное сейчас – выжить”, – сказала лидер профсоюза Orlen Lietuva Вилимене.
Уменьшающиеся заказы мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода оказывают отрицательное влияние на десятки компаний. Компанию Orlen Lietuva обслуживает около 40 предприятий, некоторые являются важными работодателями в районе. Вторичное предприятие Orlen Lietuva Paslaugos tau, которое предоставляет клининговые услуги и в котором работает почти 100 сотрудников, тоже вынуждено сокращать число работников. “Число заказов сильно сократилось, поэтому мы понемногу увольняем людей”, – не скрывала руководитель компании Paslaugos tau Даля Полякайте . По ее словам, Orlen Lietuva – крупнейший заказчик услуг для большинства компаний города. “Насколько я знаю, включен режим экономии, все терпят убытки”, – сказала Полякайте, которая является и руководителем Ассоциации предпринимателей Мажейкяя. Городские и районные компании стараются искать новых заказчиков, пересматривают договоры, увольняют людей. Но все ждут новостей от Orlen Lietuva и надеются, что оно не обанкротится.
Работники Orlen Lietuva, устроившие митинг 27 июня, утверждают, что выступают против уменьшения зарплат и лишения социальных гарантий. Их коллективный договор перестал действовать 13 июня. Работники лишились гарантий, связанных с выплатами в случае несчастья, дополнительных выходных и юбилейных выплат за рабочий стаж, также их перестали возить на работу.
В 2014 г. в Orlen Lietuva было уволено около 160 работников. Всего после того, как мажейкяйский завод переняла польская компания PKN, было уволено около 2000 работников, сейчас их осталось около 1400.
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс встретился с работниками испытывающего трудности предприятия Orlen Lietuva и руководителями других профсоюзов Литвы. По словам премьера, правительство заинтересовано в том, чтобы стратегический инвестор и крупнейший налогоплательщик Orlen Lietuva работал систематично и стабильно. Orlen Lietuva предлагается воспользоваться средствами из фондов структурной помощи ЕС, а Lietuvos geleinkeliai (Литовские железные дороги) готовы предоставить скидку на перевозку продукции. Во время встречи речь шла о том, что эффективность логистики Orlen Lietuva увеличил бы и нефтепровод из Мажейкяй в Клайпеду. “Мы поможем мажейкяйскому предприятию преодолеть проблемы, но надеемся, что руководители предприятия примут боле высокие обязательства, как модернизировать завод и увеличить эффективность, чтобы он был конкурентоспособным и укреплял позиции на международных рынках”, – сказал Буткявичюс. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)