Латвийский порт Вентспилс к началу 2015 г. сможет экспортировать в Западную Европу большее количество дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы, увеличив объемы экспорта из портов Балтийского региона более чем на треть.
По словам трейдеров, точные сроки пока неизвестны, так как они зависят от продолжающихся работ по переоборудованию трубопровода, подающего нефть на терминал. Переход на дизель 10 ppm, скорее всего, произойдет, так как большинство НПЗ, отправляющих свою продукцию в Вентспилс, уже производят дизельное топливо с таким содержанием серы. Даже заводы, которые модернизированы не полностью, могут производить дизель с низким содержанием серы, но за счет уменьшения объемов производства и увеличения объемов потребляемого сырья. Для российских компаний стимулом к снижению содержания серы является уменьшение акцизных сборов.
Порт Приморск был преобразован в исключительно дизельный экспортный терминал в начале 2014 г. после того, как расположенный неподалеку Киришский НПЗ “Сургутнефтегаза” перешел на производство продуктов со сверхнизким содержанием серы, по словам трейдеров, в месяцы, предшествовавшие переходу, доля газойля в экспортных программах неуклонно снижалась. Аналогичный переход, вероятно, произойдет и в Вентспилсе. Тестирование партий газойля, уходящих из порта в последнее время, показало, что содержание серы в продукте снизилось до 100-150 ppm, говорят трейдеры.
Экспорт дизеля из Вентспилса в 2015 г. может достичь 500-700 тыс. т/мес., в результате суммарный объем поставок ДТ из Балтийского региона вырастет более чем на треть до 2 млн. т/мес. По мнению трейдеров, экспорт газойля через этот порт, вероятно, уменьшится на тот же объем. Через Вентспилс уже экспортируется 150-200 тыс. т ДТ в месяц, но в основном это газойль, который содержит больше серы.
По официальной версии, трубопровод, транспортирующий топливо в Вентспилс, перейдет на низкосернистый дизель с 2016 г. после того, как в России будет запрещено продавать на внутреннем рынке топливо с содержанием серы, превышающим 10 ppm. С 2015 г. на внутреннем рынке будет разрешено топливо с содержанием серы не более 50 ppm, но топливо 350 ppm можно будет экспортировать. По трубопроводу поступает продукция НПЗ из Уфы и Самары. Компания “Башнефть”, оператор Уфимской группы, в июне заявила, что после пуска новых установок она получит возможность перейти на дизель 10 ppm (евро-5) в 2014 г. с опережением графика. Самарские НПЗ, контролируемые “Роснефтью”, также проводят модернизацию. Но даже если они не смогут перейти на дизельное топливо к концу этого года, они могут перенаправить свои экспортные партии по трубе и железной дороге в порт Новороссийск, говорят трейдеры.
По словам трейдеров и аналитиков, росту экспорта дизеля из России и стран бывшего СССР предшествовала масштабная программа модернизации НПЗ, которая продлится как минимум до 2020 г.
Российские НПЗ обычно экспортируют свою продукцию через российские порты, такие как Приморск, или соседние страны, включая Латвию и Литву. Оператором латвийской части вентспилсского трубопровода является LatRosTrans, 34% акций которой принадлежат “Транснефти”, оператором вентспилского терминала является компания Vitol. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)