Стоимость бензина на российском оптовом рынке за месяц выросла в среднем на 2,5 тыс. руб./т, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. По некоторым видам топлива рост составил почти 10%, или 3 руб./л. Так, с 15 июня по 15 июля средняя стоимость бензина Аи-92 выросла с 34,9 до 37,7 тыс. руб./т, цена Аи-95 – с 37 до 39,5 тыс. руб./т. В связи с небольшими объемами продажи бензина Аи-98 индекс этого товара отсутствует (с начала года на бирже его продали 35,8 тыс. т, в то время как 92-го бензина – 2,2 млн. т). Как сообщили на бирже, на северо-западе средняя стоимость 98-го бензина с 16 июня по 11 июля выросла с 39,5 до 42 тыс. руб./т.
Участники оптового рынка объясняют рост цен несколькими причинами. Во-первых, летом традиционно растет потребление бензина. Во-вторых, в этот период НПЗ часто закрываются на профилактический ремонт. В-третьих, 15 июня произошел пожар на Ачинском НПЗ в Красноярском крае, принадлежащем “Роснефти”, в результате чего образовался дефицит нефтепродуктов, который не способны были предотвратить запасы топлива на российских НПЗ, уровень которых упал ниже критичной отметки в 1,4 млн. т.
По словам президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, помимо указанных, причин есть еще одна. Ежегодно растет количество автомобилей, а запас бензина на российских НПЗ, который, согласно требованиям Минэнерго, должен составлять не менее 1,4 млн. т, многие годы не повышался. Кроме того, ведомство после аварии на Ачинском НПЗ докладывало о сохранении этого запаса и отсутствии дефицита, но почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение нефтепродуктов и в связи с отсутствием свободных мощностей резервуарного парка НПЗ.
“Такая ситуация на оптовом рынке возникает второе лето подряд. Если в прошлом году она достигла апогея в августе, то в этом году все предпосылки прослеживались еще в июне. Розничные сети АЗС, безусловно, служат демпфером между оптовыми ценами и автомобилистами, уменьшая маржу и растягивая влияние скачков цен на бирже во времени на 3-4 недели. Однако Минэнерго мы бы настоятельно рекомендовали обратить внимание на проблему именно оптового, а не розничного рынка, как и на качество анализируемой им информации. Не вижу смысла прятать голову в песок, когда проблема очевидна”, – считает О. Ашихмин, который также является вице-президентом Российского топливного союза.
В одной из компаний, которая покупает бензин и продает его на АЗС, также считают, что причиной роста цен является не вполне положительная работа чиновников Минэнерго. “Каждое лето эта ситуация повторяется из года в год. Государство говорит, что надо создавать запасы нефтепродуктов, чтобы нивелировать всплески цен при дефиците. Об этом говорится многие годы, но ничего не делается. Каждой весной все участники рынка знают, что их ждут летние грабли. И каждым летом торжественно на них наступают”, – считает собеседник.
Кроме того, в нефтегазовых компаниях нет ясной программы действий по наращиванию остатков топлива и увеличению предложения на рынке, считают некоторые участники рынка. Плюс, несмотря на рост потребления бензина в России, его экспорт за первую половину 2014 г. вырос на 10-12%. Наконец, пожары на НПЗ в последнее время происходят все чаще, что усугубляет проблему: в феврале произошел пожар на Рязанском НПЗ, в марте – на “Нижнекамскнефтехиме”, теперь – на Ачинском НПЗ. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)