Химия Украины и мира

Европа: ожидается новая волна закрытия нефтеперерабатывающих заводов

Положение европейских переработчиков ухудшается на фоне усиления конкуренции со стороны США, Ближнего Востока и России. Игроки отрасли ожидают закрытия примерно десятка НПЗ в ближайшие несколько лет. Многие в отрасли опасаются, что этого будет не достаточно для спасения сектора, который остро нуждается в более дешевых источниках сырья.

Знаете ли вы, что купить источник бесперебойного питания (http://www.sipower.ru/ru/97-tech/220-kupit-ibp.html) в ЗАО «Связь инжиниринг» можно не только в Москве, но и в Киеве, Астане, Алматы, Азове ? Компания также производит ремонт источников бесперебойного питания и их техническое обслуживание.

Конкурентоспособность европейских переработчиков сильно пострадала в последние годы из-за избытка мощностей, снижения спроса, ввода в эксплуатацию новых НПЗ на Ближнем Востоке и роста экспорта нефтепродуктов из США. С 2007 г. в Европе были закрыты 14 НПЗ, в 2013 г. их общее количество составляло 87. Наибольшее число заводов закрылось во Франции, где суммарный объем перерабатывающих мощностей с 2008 г. снизился на 30% до 1,4 млн. барр./день. «Есть много признаков, указывающих на ухудшение перспектив европейских переработчиков, – считает старший аналитик Wood Mackenzie Джонатан Лейтч. – Мы знали, что на Ближнем Востоке строятся новые заводы, это не стало сюрпризом, но мы не могли предвидеть, каким будет рост добычи нефти в США и до какой степени это поможет американским переработчикам».

Отраслевые игроки считают закрытие новых НПЗ в ближайшие годы неизбежным, поскольку маржа нефтепереработки с начала 2014 г. опустилась до EUR15/т ($2,78/барр.) по сравнению с EUR18/т в 2013 г. и EUR36/т в 2012 г. «Европейской переработке не избежать новой волны реструктуризации», – сказал Жан-Луи Шилански, возглавляющий французскую ассоциацию нефтяной промышленности UFIP. Во Франции уже закрыта треть мощностей, добавил он, подчеркнув, что стране вряд ли удастся избежать новых закрытий. Перерабатывающие мощности Франции составляют 1,4 млн. барр./день, тогда как спрос приближается к 1,5 млн. барр./день. «Эта ситуация связана с дисбалансом спроса на бензин и дизель, но также и с закрытием трех НПЗ, – сказал Шилански. – Во Франции кризис избыточных мощностей сменился кризисом конкурентоспособности».

Несмотря на то, что некоторые наиболее эффективные НПЗ мира находятся на территории Евросоюза, в настоящее время ЕС отчаянно пытается остановить падение маржи переработки по сравнению с показателями Азии и США, при этом более высокие затраты на электроэнергию и рабочую силу лишают сектор конкурентных преимуществ. По прогнозу Шилански, в течение 6 ближайших лет в Европе будут закрыты 12 НПЗ, то есть количество заводов на континенте уменьшится до 75. «Операторы не могут не принять меры», – сказал он, добавив, что во Франции сектор в 2013 г. потерял EUR700-800 млн., в 2014 г. ситуация будет ухудшаться.

По данным UFIP, избыточные мощности в Европе составляют 1 млн. барр./день, ожидается, что к 2020 г. эта цифра увеличится до 1,5 млн. барр./день, что эквивалентно мощности 6 НПЗ среднего размера. По словам Шилански, больше всего НПЗ, вероятно, будет закрыто в Италии. За последние 6 лет перерабатывающие мощности в этой стране уменьшились на 10% по сравнению с 15% в Германии и 22% в Великобритании.

Лейтч полагает, что объем производства в Европе необходимо сократить на 1,9 млн. барр./день с 2012 г. по 2018 г. «Проблема в том, что это не обязательно повлечет за собой закрытия НПЗ, как мы видим, заводы продолжают работать даже на уровнях, которые экономически нецелесообразны, – говорит он. – Если речь идет о перерабатывающей компании, то она закрывает предприятие и уходит из бизнеса, но если это крупная нефтяная компания с государственным участием, от нее могут требовать не закрывать заводы».

При этом спрос на нефтепродукты в Европе с 2008 г. снизился на 14%. Отраслевые игроки и аналитики говорят, что тенденция к снижению продолжится, так как автомобилестроители создают все больше экономичных двигателей.

Еще одной проблемой европейского перерабатывающего сектора является потеря традиционных экспортных рынков, таких как Африка. Переработчики из США продают свои излишки бензина в Африку по сниженным ценам, утверждают отраслевые игроки. И эта тенденция нарастает, констатирует Шилански.

Компания Total, крупнейший европейский переработчик, стремится сократить присутствие в нездоровом секторе. С 2006 г. по 2011 г. это присутствие было уменьшено на 23%, а с 2011 г. по 2017 г. планируется уменьшение еще на 20%. Total, стратегия которой предусматривает инвестирование в крупные интегрированные нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы, например в Гонфревиле (Франция) или в Антверпене (Бельгия), стремится к тому, чтобы к 2017г. на долю интегрированных платформ приходились 75% чистой прибыли перерабатывающего подразделения.

Эксперты уверены, что в наихудшем положении находятся сравнительно небольшие НПЗ, которые производят преимущественно бензин и обычно расположены в прибрежных районах.

«НПЗ будут закрывать исходя из их рентабельности, – сказал Лейтч. – Но я не думаю, что закрытий будет достаточно для того, что оставшиеся переработчики вернулись к высокой марже». (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version