Химия Украины и мира

Россия: в августе – начале сентября 2014 года рынок ощутил дефицит бензина и рост цен

Рост оптовых цен на бензин вновь ускорился. В начале сентября из-за сокращения поставок топлива на внутренний рынок цены увеличились на 1,6-1,7%. Нефтяники не выполнили рекомендацию Минэнерго нарастить запасы топлива до 1,75 млн. т и независимые АЗС начали сталкиваться с дефицитом бензина. ФАС вновь предупредила о готовности начать новую волну антимонопольных дел, но пока перед службой поставлена другая задача – удержать рост розничных цен на топливо, чтобы не разгонять инфляцию.

Оптовые цены на бензин в первую неделю сентября начали новый виток роста: стоимость АИ-92 на бирже СпбМТСБ увеличилась на 1,7% до 41,87 тыс. руб./т, с середины августа рост составил 4,6%. Цена на АИ-95 тоже растет, хотя не так быстро – 1,6% и 3,6% соответственно. Рост цен произошел на фоне ремонта на нескольких крупнейших НПЗ в РФ и Беларуси. Минэнерго рекомендовало нефтекомпаниям увеличить запасы бензинов под ремонты, доведя их к 1 сентября до 1,75 млн. т. Но, как рассказали участники заседания оперативного штаба по нефтепродуктам при Минэнерго от 4 сентября, сделать это не удалось. В министерстве подтвердили, что объем резервов – 1,55 млн. т: “Роснефть”, “Газпром” и “Газпром нефть” не выполнили рекомендацию, в отличие от “ЛУКойла”, “Татнефти” и НК “Альянс”.

Согласно данным ЦДУ ТЭК, нефтяники в июле и августе сократили производство бензинов по сравнению с планом на 233 тыс. т и 140 тыс. т соответственно, снизив поставки на внутренний рынок по сравнению с планом на 280 тыс. т и 209 тыс. т. В Минэнерго пояснили, что это связано с авариями на Ачинском НПЗ и Сургутском заводе стабилизации конденсата, а также с задержкой на 2 недели пуска Ярославского НПЗ после модернизации. Но, по словам источника, в целом за год отставание от плана по бензинам составляет более 1 млн. т, “что можно объяснить авариями лишь частично”. Крупнейшие нефтекомпании “Роснефть”, “ЛУКойл” и “Газпром нефть” на запрос не ответили. Нефтяники объясняли сокращение производства главным образом тем, что компаниям необходимо провести значительные работы по модернизации НПЗ в связи с переходом на выпуск топлива только стандарта евро-5 с 2016 г.

Несмотря на рост цен, Минэнерго считает, что ситуация с топливом стабильна, а “предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме”. Но собеседники на рынке говорят о случаях ограничения поставок, не связанных с крупными корпорациями АЗС. “Ограничение поставок мелкооптовых партий бензина отдельным независимым потребителям фиксируется во многих регионах с конца августа”, – отмечает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”.

На заседании штаба представитель ФАС назвал действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива на рынок и предупредил, что в случае продолжения такой практики служба готова принять меры. ФАС в августе готова была начать новую волну антимонопольных дел против нефтяников, но пока не получила на это разрешения от руководства страны. Владимир Путин на совещании с членами правительства в конце августа поручил ФАС “внимательно следить и оперативно реагировать” на изменения цен на топливо. На рынке это было воспринято как поручение сдержать рост розничных цен на бензин, которые вносят значительный вклад в потребительскую инфляцию. Правительство сейчас сосредоточено на борьбе с ускорением инфляции: если ее не удастся сдержать, ЦБ придется поднимать ставки, тем самым повышая стоимость кредитования для экономики.

При этом “ножницы” между резким скачком оптовых цен на бензин и более медленным ростом цен на АЗС ставят под вопрос выживание независимой розницы. Коэффициент маржинальной доходности АЗС при продаже АИ-92 в Центральной России, по данным ИАЦ “Кортес”, находится на рекордно низком уровне 3,5%, при этом премия внутреннего рынка (разница между поставками на внутренний рынок и экспортной альтернативой для нефтекомпаний) превышает 10 тыс. руб./т. “Рост оптовых цен связан с сокращениями отгрузок бензинов на внутренний рынок, видимо, это устраивает нефтекомпании”, – заявил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, добавив, что в этой ситуации “нельзя замораживать розницу”.

По его мнению, правительству нужно заставить нефтекомпании увеличить поставки, а также рассмотреть вопрос о проведении товарных интервенций из Росрезерва и о закупке дополнительных объемов топлива в Беларуси. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version