Химия Украины и мира

Россия: Минэкономразвития изменило прогноз по экспорту нефти и нефтепродуктов в 2015-2017 годах

В ближайшие три года экспорт российской нефти будет планомерно падать, полагают в Минэкономразвития. Согласно информации, опубликованной Минфином со ссылкой на уточненные сентябрьские расчеты Минэкономразвития, падение экспорта нефти в РФ в 2015 г. ожидается на 4%, в 2016 г. – на 6%, в 2017 г. – на 8% по сравнению с уровнем, заложенным в действующим законе о федеральном бюджете на 2014-2016 гг. и проекте бюджетной стратегии до 2017 г. Таким образом, МЭР пересмотрело прогноз экспорта нефти в 2015 г. с прежней оценки на уровне 237,6 млн. т до 227,5 млн. т, в 2016 г. – также до 227,5 млн. т вместо 242,6 млн. т, а в 2017 г. – на 229,5 млн. т с 250,1 млн. т. Экспорт природного газа при этом, по мнению аналитиков министерства, в ближайшие 2 года увеличится. Так, в 2015 г. он вырастет до 190 млрд. куб. м (+0,9%), в 2016 г. – до 191 млрд. куб. м (+0,4%). В 2017 г. по сравнению с проектом бюджетной стратегии прогноз снижен на 0,3% до 191,5 млрд. куб. м.

Одновременно Минэкономразвития полагает, что в озвученный период Россию ждет рост экспорта нефтепродуктов. По сравнению с уровнем, заложенным в действующим законе о федеральном бюджете, в 2015 г. экспортные поставки нефтепродуктов увеличатся до 153,5 млн. т, что на 14% больше, чем уровень, заложенный в законе. В 2016 г. показатель на 14% превысит цифру, прописанную в законе – рост до 149 млн. т, а в 2017 г. – до 144,2 млн. т, это на 16% больше по сравнению с уровнем, указанным в проекте бюджетной стратегии.

Изменение прогноза коснулось и энергетического рынка. Хотя МЭР оставило прогноз по мировым ценам на нефть марки Urals на уровне $100/барр., в министерстве полагают, что среднегодовая цена на газ окажется меньше, прописанной в бюджете. Так, по прогнозу министерства, среднеконтрактная цена на экспорт газа с учетом стран СНГ в 2015 г. составит $289,2/1000 куб. м, тогда как в бюджете заложена цена на уровне $316,6. В 2016 г. показатель составит 281,5/1000 куб. м по сравнению с бюджетными $299,7, а в 2017 г. – $277,9 вместо $309,4. Меньше окажется и цена поставок газа на рынки дальнего зарубежья. В 2015 г. они составят $316,5/1000 куб. м, а не $353,4, как указано в бюджете, в 2016 г. – $306,6 (в бюджете $328) и $301,8 в 2017 г. (в проекте бюджетной стратегии – $337,7).

Так как страны запада ввели против крупнейших нефтегазовых компаний РФ санкции, добыча “черного золота” в труднодоступных районах РФ в предстоящие годы будет затруднена, соглашается аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин. Это приведет к снижению поставок нефти за рубеж. Кроме того, важным фактором, влияющим на экспорт российской нефти, является снижение спроса на нее со стороны Украины и ЕС, а также возобновление поставок нефти со стороны Ирака и Ливии. В условиях, когда цены на нефть могут длительное время находиться ниже $100/барр., переработка сырья и продажа более дорогих нефтепродуктов позволит РФ получить достаточную экспортную выручку. Таким образом, полагает эксперт, прогнозы МЭР РФ по экспорту нефти и нефтепродуктов в 2015-2017 гг. являются вполне убедительными.

Что касается собственно цен на нефть, то сокращение российского экспорта “черного золота” может видоизменить глобальную сырьевую картину, полагает аналитик МФЦ Анна Линевская. Дефицита нефти в секторе не будет, поскольку передел долей рынка произойдет за счет стран-производителей с Ближнего Востока. Кроме того, картель ОПЕК способна нарастить поставки нефти на те 4%, что уступит Россия. Следовательно, глобальный рынок в целом почти не ощутит спадов в российской поставке энергоресурсов. Однако для внутреннего рынка это будет иметь более заметные последствия: бюджет как минимум не дополучит сырьевых доходов, цены на продукты нефтепереработки могут начать рост.

Снижение экспорта нефти означает для российского бюджета снижение доходов бюджета, связанного с уменьшением поступаемой в бюджет экспортной пошлины и НДПИ, отмечает руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву центра “Общественная дума” Дмитрий Липатов. Причем потеря доходов может стать существенной, что приведет к росту дефицита бюджета и нехватке средств. Бюджет может потерять несколько миллиардов долларов, особенно если тенденция к сокращению экспорта будет укрепляться. Вместе с доходами бюджета сократится и рост ВВП. Заменить выпадающие из бюджета страны доходы будет нечем, значит, придется урезать расходы. Это коснется социальных программ, инфраструктурных проектов, выделяемых регионам дотаций, медицины, образования и других бюджетных сфер. Закредитованные регионы, которым характерен большой дефицит бюджета, может ожидать рост безработицы и невозможность расплатиться с долгами. Само по себе снижение экспорта нефти в 2015 г. не так страшно для российского бюджета, но дело в том, что, по данным Центробанка, в июне экспорт нефти снизился на 4% по сравнению с июнем 2013 г. и на 8% по сравнению с маем 2014 г. Таким образом, заключает Дмитрий Липатов, бюджет уже сейчас испытывает уменьшение доходов, сохранение этой ситуации в последующем только ухудшит положение.

Между тем, падение экспорта нефти и одновременный рост экспорта нефтепродуктов может привести к давно ожидаемым структурным изменениям в российской экономике и она “слезет” с “нефтяной иглы”. Но вопрос этот не скорый, вряд ли снижение прогноза МЭР свидетельствует именно о таком развитии событий, полагают аналитики.

Экспорт нефти и нефтепродуктов остается одним из основных источников бюджетных поступлений, так что вряд ли стоит ожидать снижения этого показателя, считает начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. Также пока преждевременно говорить о том, что российская экономика становится менее зависимой от добычи и экспорта нефти. В целом снижение экспорта можно ожидать в случае, если на смену природным энергетическим ресурсам придут новые технологии, которые позволят полностью отказаться от добычи нефти. (Эксперт Online/Химия Украины и мира)

Exit mobile version