Остановка производства в мае крупнейших в Украине азотных предприятий ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» и ПАО «Концерн «Стирол» (входят в холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа) взбудоражила мировой рынок азотных удобрений: Украина на нем крупный игрок, ее доля в мировом экспорте – около 8% (примерно 5 млн. т), из которых примерно 5% приходится на предприятия Дмитрия Фирташа.
Алмазная резка (http://gkb.kiev.ua) бетона становится все более популярной у строителей, потому что она производится быстро, практически без пыли, бетон не трескается, режется очень точно, а главное – только с помощью алмазной резки можно резать бетон ЛЮБОЙ ТОЛЩИНЫ.
Российские азотчики от такого поворота событий могут выиграть, и не только за счет “окна” для расширения экс-порта: закрытие заводов способно привести к подорожанию азотных удобрений на 10-15%. В 2013 г. цены на них, как и на калийные, сильно упали, а спрос вырос незначительно. 2013 г. оказался трудным: весной все производители минеральных удобрений рассчитывали на существенный рост объемов, но по итогам года он не превысил и 3%. Производство и потребление в мире (а на экспорт идет более 70% российской продукции) находилось под давлением ряда факторов: избыток предложения, падение цен на сельхозпродукцию, ослабление валют и замедление экономик развивающихся стран. Согласно оценкам International Fertilizer Industry Association (IFA), общее потребление (со стороны как сельхозпроизводителей, так и химической промышленности) выросло лишь на 2% (до 232 млн. т в пересчете на питательное вещество), тогда как мощности по выпуску удобрений – на 5% (до 278 млн. т). Прогноз на 2014 г. немногим лучше.
По данным IFA, в 2013 г. избыток предложения на калийном рынке достиг 23%. Он привел к снижению уровня загрузки мощностей в отрасли, росту конкуренции и продолжившемуся падению цен в первой половине 2013 г. Переворотом для рынка стал выход в июле 2013 г. «Уралкалия» (Пермский край, один из крупнейших производителей в мире) из состава «Белорусской калийной компании» с принятием новой стратегии “объемы важнее цен”. Теперь основной целью компании стало наращивание объемов производства вне зависимости от цены поставок. Это стало ударом для мировых производителей: капитализация крупнейших компаний упала на $20 млрд., а цены на калий на треть – с $400 до $272/т. На рынке возникла неопределенность – потребители заняли выжидательную позицию, откладывая новые закупки. Активность потребителей сдерживали и высокие запасы. Спрос со стороны Индии, одного из крупнейших потребителей калия, был ослаблен еще и падением курса рупии. Потребление калийных удобрений снизилось в большинстве регионов, особенно в Южной Азии и Северной Америке, а продолжало расти лишь в Восточной Азии, Европе и Латинской Америке. В результате, по оценкам «Уралкалия», спрос в 2013 г. поднялся на 5-7% (до 53-54 млн. т), но уже в III квартале 2013г. средняя цена на ключевых рынках упала по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 28% до $307/т). Цены падали до конца года, достигнув уровня 2007 г.
Мировые производители калийных удобрений отреагировали пересмотром планов ввода новых мощностей. Их примеру последовала и российская группа “Акрон”, которая перенесла начало добычи калия на Талицком участке Верхнекамского калийного месторождения (Пермский край) с 2017 г. на 2021 г. Строительство здесь ГОКа на 2 млн. т хлоркалия в год (инвестиции – $2 млрд.) призвано разрушить монополию «Уралкалия» на российском рынке.
«Уралкалий» в результате смены стратегии смог переломить отрицательную динамику производства: плюс 10% к 2012 г. (до 10 млн. т), когда объем выпуска калийных удобрений в России был одним из самых низких за несколько последних лет. Корректировка политики продаж позволила компании вернуть утраченную долю рынка (с 17% до 23%), увеличить уровень загрузки мощностей до 80% и оптимизировать денежный поток. Однако слабые результаты I полугодия негативно повлияли на общие финансовые результаты: чистая выручка по МСФО сократилась на 20% до $2,665 млрд., чистая прибыль – на 58% до $666 млн. Но возросший с августа уровень загрузки и оптимизация затрат позволили удержать себестоимость тонны произведенной продукции на уровне $58, рентабельность по EBITDA составила 61%.
За обвал рынка акционеры «Уралкалия» поплатились не только прибылью. “Калийная война” быстро получила политическую окраску и вскоре контроль над компанией примерно за $8,5 млрд. перешел от структур сенатора Сулеймана Керимова к инвестиционной группе Онексим Михаила Прохорова (21,85%) и холдингу «Уралхим» Дмитрия Мазепина (19,99%; специализируется на азотных и сложных удобрениях, владеет в том числе заводами “Азот” и “Минеральные удобрения” в Пермском крае). Новые собственники нашли общий язык с президентом Беларуси Александром Лукашенко, но менять торговую политику не торопятся, как и восстанавливать существовавший ранее картель. Во всяком случае, официальных заявлений нет.
Азотчиков трясло в 2013 г. не меньше. Ключевое влияние на сегмент оказал массовый экспорт карбамида из Китая – одного из крупнейших производителей в мире. По оценкам компании “Акрон”, в 2013 г. он вырос на 85%, что привело к затовариванию рынков. Причин несколько. Во-первых, в 2013 г. поднебесное правительство ослабило давление на экспортеров: в период высокого спроса ставка пошлины составила 77% вместо 110%, в период низкого – 2% вместо 7%. Во-вторых, благодаря падению цен на уголь (основное сырье для азотных удобрений в Китае) себестоимость производства карбамида у местных производителей заметно снизилась. В результате китайские поставщики ринулись на внешние рынки, вызвав резкое падение цен как на карбамид, так и на другие азотные удобрения. Рынок стабилизировался лишь в сентябре, когда цены приблизились к уровню себестоимости китайцев, при этом некоторые игроки, в том числе украинские, были вынуждены остановить производство. В результате по итогам 2013 г. аммиак на базисе FOB Южный подешевел почти в 2 раза до $385-425/т, карбамид – на 24% до $312/т, котировки аммиачной селитры упали на 6%, в среднем до $287/т на базисе FOB Балтика.
Снижение цен, однако, не заставило сельхозпроизводителей увеличивать закупки. По оценкам IFA, потребление азотных удобрений в 2013 г. выросло на 1,1% до 109,1 млн. т (в пересчете на питательное вещество).
Как пояснил генеральный директор ОХК “Уралхим” Дмитрий Коняев, рынок оказался под влиянием ряда неблагоприятных факторов – от сокращения субсидий на удобрения в Индии до снижения курсов региональных валют в ведущих импортерах минеральных удобрений странах Южной и Юго-Восточной Азии. Так, тайский бат и индийская рупия за год потеряли 10% по отношению к доллару. В традиционно важных для российского экспорта Бразилии и Турции курсы реала и лиры снизились по отношению к доллару на 15% и 19% соответственно. В результате высокая потребность в удобрениях в условиях ухудшения общей макроэкономической конъюнктуры не была подкреплена платежеспособностью основных импортеров. Аукнулась и перемена сбытовой стратегии «Уралкалия» – импортеры откладывали заключение новых контрактов по всем видам удобрений.
Снижение мировых цен сказалось на операционных и финансовых результатах всех основных поставщиков азотных удобрений (их производство выросло лишь на 2%). Уральские не стали исключением. По итогам 2013 г. березниковский “Азот” увеличил выпуск аммиачной селитры лишь на 5% (до 1,098 млн. т), карбамида – на 1% (499,4 тыс. т). Пермский завод “Минеральные удобрения” (ПМУ) снизил выпуск аммиака на 3,4% до 556,5 тыс. т, карбамида – на 4,8% до 638,2 тыс. т: в минус сыграла продолжительная остановка на капитальный ремонт (завод переходит на двухгодичный цикл ремонтных работ). Правда, на ПМУ утверждают, что благодаря реализации первого этапа модернизации агрегата аммиака смогли увеличить выработку продукции по сравнению с бизнес-планом 2013 г. более чем на 1%. Тем не менее, по итогам года завод снизил выручку на 23,5% до 8,669 млрд. руб., чистую прибыль – на 31% до 3,17 млрд. руб.
Из общей картины выбивается только “дочка” одной из крупнейших нефтехимических компаний в стране “Газпром нефтехим Салават” (ГНС) башкирские “Мелеузовские минеральные удобрения”. Мощности предприятия в 2013 г. были загружены лишь на треть. Компания сократила объемы производства на 35,5%, существенно снизив выпуск сложных удобрений: азотно-фосфорно-калийных – на 73,5% до 37,1 тыс. т, азотно-фосфорных – на 78% до 3 тыс. т. Рост отмечается только по аммиачной селитре – на 9,3% до 171,9 тыс. т. Причем в конце 2013 г. совет директоров компании принял решение прекратить выпуск сложных удобрений. Решение выглядит странно: сложные удобрения пользуются популярностью за счет практичности, легкости хранения и внесения в почву. По неофициальной информации, ГНС готовит таким образом завод для нового собственника, которому интересно развивать исключительно производство аммиачной селитры (является сырьем не только для удобрений, но и для взрывчатых веществ.
Усиление конкуренции и неопределенные ценовые прогнозы не мешают инвесторам вкладываться в модернизацию и расширение мощностей. Так, инвестиции «Уралхима» в модернизацию его заводов в Пермском крае в 2013-2104 гг. оцениваются в 5 млрд. руб. Основные проекты: модернизация агрегата аммиака на ПМУ (позволит увеличить мощности на 25 тыс. т/год); производств аммиака и калиевой селитры на “Азоте”. Цель проектов – не только нарастить объемы производства, но и сократить потребление природного газа, основного сырья для производства азотных удобрений в России. По предварительным оценкам, только реконструкция на ПМУ должна дать экономию в 55 млн. куб. м/год. Расширять мощности продолжает и «УралкалийЙ: здесь идет активное строительство Усть-Яйвинского рудника (ввод в строй в 2020 г.), который должен компенсировать снижение запасов на руднике рудоуправления Березники-2. В целом за 2012-2020 гг. компания намерена инвестировать в развитие $5,4 млрд., увеличив мощности до 19 млн. т. «Мы сохраняем уверенность в том, что калийный рынок обладает фундаментально сильными показателями. По мере восстановления мировой экономики потребление хлористого калия должно сбалансироваться и достичь уровня, обеспечивающего большую урожайность сельхозпроизводителям», – убежден гендиректор «Уралкалия» Дмитрий Осипов. Во всяком случае, «Уралкалий» планирует произвести около 12 млн. т продукции – на 20% больше, чем в 2013 г. В январе-марте 2014 г. поставки калийных удобрений на внешние рынки выросли в 1,5 раза до 2,4 млн. т. В компании уверяют – прежде осторожные покупатели активизировались, что поддержало спрос на спотовых рынках. Так, Китай, не заключавший контракты на второе полугодие 2013 г., подписал соглашения с основными производителями на поставки в первой половине 2014 г. В начале II квартала годовой контракт подписала и Индия. В целом в компании ожидают, что позитивная конъюнктура рынка – долгосрочные контракты и невысокий уровень складских запасов – приведет к росту спроса на калийные удобрения в 2014 г., причем объем рынка может увеличиться до 56-58 млн. т. Ожидается, что активный спрос будет наблюдаться в Бразилии и в Китае (+6-7%). В Северной Америке также ожидается рост потребления калийных удобрений, поскольку сельхозпроизводители будут активно их вносить для восполнения баланса почв после рекордного урожая 2013 г. В Европе наблюдается положительная динамика: после небольших объемов закупок во второй половине 2013 г. дистрибуторы начали активно делать заказы для пополнения складских запасов. Лишь в Индии рост спроса в 2014 г. будет по-прежнему ограничиваться слабой национальной валютой и проблемами в экономике страны.
Ожидают улучшения динамики и азотчики. Сегмент, скорее всего, вырастет в 2014 г. за счет улучшения конъ-юнктуры внешнего рынка, а также за счет замораживания тарифов на услуги естественных монополий. Последний фактор значим для всей химической отрасли, а для производителей азотных удобрений в наибольшей степени, так как в структуре себестоимости этой продукции очень велика доля цены природного газа. Прогноз в отношении цен менее радужный. По оценкам «Уралхима», усиление роли Китая будет существенно сдерживать возможности повышения цен даже сезонного характера. При этом ориентация США на замещение импорта азотных продуктов внутренним производством усилит конкуренцию в других регионах и окажет дополнительное давление на цены.
Для борьбы за конечного потребителя уральские производители удобрений взялись за развитие логистики. “Азот” получил разрешение на осуществление международных автомобильных грузоперевозок (раньше продукцию за рубеж завод мог отправить только силами внешних экспедиторов). “Это дает очень существенное конкурентное преимущество на рынках ближнего зарубежья. Помимо экономии завод получил возможность оперативно и гибко отвечать на запросы потребителей, что может стать дополнительным аргументом при заключении новых контрактов”, – поясняет начальник отдела отгрузки готовой продукции филиала “Азот” Надежда Попкова.
«Уралкалий» пошел еще дальше. Чтобы усилить позиции на рынках Юго-Восточной Азии, компания подписала соглашение с Федеральным агентством по развитию земель Малайзии о создании совместного предприятия для продажи калийных удобрений. Для выхода на рынки Латинской Америки калийщики купили 25% акций холдинге Equiplan Participacoes – основного собственника портового терминала Terminais Portuarios da Ponta do Felix в Бразилии. Как пояснили в «Уралкалии», актив оптимально расположен для отгрузок в быстро развивающиеся районы Бразилии, традиционно активного потребителя калийных удобрений. Мощности терминала невелики. Но возможность участвовать в его управлении – весомое конкурентное преимущество для поставок в Латинскую Америку: в 2013 г. из-за дефицита портовых мощностей в Бразилии суда могли по 10-20 суток ожидать очереди на разгрузку.
Новые активы в логистике весьма кстати. IFA ожидает восстановление спроса на минеральные удобрения в 2014г., но рост не будет значительным – на уровне 2%. Причем профицит мощностей сохранится: если общий спрос на азот, фосфор и калий составит 237 млн. т (в пересчете на 100% питательного вещества), то установленные мощности достигнут 285 млн. т. (Эксперт/Химия Украины и мира)